вторник, 8 апреля 2014 г.

Формирование у учащихся 1-х классов УУД в рамках реализации ФГОС

Самсонова Елена Викторовна, 
учитель начальных классов,
ГБОУ  СОШ с.Рождествено м.р. Волжский

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД ( универсальных учебных действий), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

                               Универсальные учебные действия
·         Обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию;
·         Посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
·         От цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося;
                                    Группы УУД

Личностные

Личностные универсальные учебные действия выражаются в умении самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Регулятивные

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

                                    

В 2012-2013 учебном году  я ещё занималась по старой программе , но уже начала работать с учащимися по формированию УУД. Мною был дан интегрированный открытый урок в 4 «Б» классе по литературному чтению и окружающему миру. Тема урока: И.Никитин «Русь». На уроке я использовала такие формы учебной деятельности для формирования УУД, как учебное сотрудничество. Была организована работа в группах, с использованием дополнительных источников( словарей). Это позволило мне формировать у учащихся коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные УУД. На уроке была показана презентация к стихотворению И.Никитина «Русь». Это способствовало формированию у учащихся основ гражданской личности, включая:

-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-осознание ответственности человека за благосостояние общества;
-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
-уважение истории и культуры русского народа.
В 2013-2014 учебном году я начала работать  по ФГОС в 1 «А» классе. В феврале на методическом дне я показала открытый урок по математике. На уроке велась работа с одарёнными детьми. Учащиеся учились решать логические задачи. Отрабатывались регулятивные действия:
- целеполагание, как постановка учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование, определяли последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
Познавательные УУД отрабатывали при поиске и выделении необходимой информации с помощью компьютерных средств. В то время, пока я проверяла решение задач на смекалку, дети на компьютере выполняли индивидуальные задания. Затем учащимся были предложены для решения примеры, которые были разделены на две группы( для сильных учащихся и для слабых).   Дети осуществляли самоконтроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Использовала на уроке технологию рефлексии. Перед учеником ставилась задача оценить свою деятельность.
В моём классе было проведено много проектов. Некоторые из них: «Моя малая родина», « Математика в загадках», «Королевство спелых плодов».Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создаёт условия для достижения  регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и завершающий этап работы над любым проектом способствуют формированию коммуникативных умений.
 Универсальные учебные действия –это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся.Важно, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются себя научить, самостоятельно добывая знания. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
 Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий