вторник, 8 апреля 2014 г.

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Кошкина Марина Михайловна, 
учитель биологии
ГБОУ ООШ п. Журавли м.р. Волжский

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, на то, чтобы не только давать знания, но и формировать у ребенка активное к ним отношение. Детям необходимо развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве. Федеральный государственный образовательный стандарт  – это совокупность требований к: 1) структуре; 2) результатам; 3) условиям реализации  основной образовательной программы.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Претерпевает изменения и в преподавании предметов в школе. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Для того что бы решить эту задачу,   применяются инновационные технологии

      Цель инновационных технологий образования - подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Задача технологии - выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.
        И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:                                   -технологии дифференциации и индивидуализации;                                                                                   -проектные технологии,                                                                                                                               - технологии проблемного обучения;                                                                                                                                -интерактивные технологии;                                                                                                                             -информационные технологии;                                                                                                                    Применение ИКТ на уроках биологии как средство формирования ключевых компетентностей школьника.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы.
ИКТ позволяют:
-представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
-активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
-мобилизовать внимание обучаемого;
-печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
-выходить в мировое информационное сообщество;
-использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
         Для учителя биологии важное значение имеет процесс освоения компьютерными технологиями, как основной формой при работе с системами ЦОР и ИКТ. Работа учителя биологии в компьютерной технологии включает в себя несколько функций. 
I. Функция организации учебного процесса на уровне класса в целом, и учебного предмета. При этом учителю необходимо выстраивать график учебного процесса проводить внешнюю диагностику, организовать итоговый контроль. 
II. Функция организация внутриклассной активизации и координации, расстановки рабочих мест, проведения инструктажа, управления внутриклассной сетью. 
III. Функция индивидуального наблюдения за учащимися, оказание помощи, контакт с ребенком, организация коммуникативных взаимодействий. С помощью компьютера достигаются индивидуальные линии обучения. 
IV. Функция  подготовки компонентов информационной среды .

 Методические материалы ЦОР, ИКТ, используемые в практике работы учителя биологии.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании у учащихся при проектировании уроков биологии, а также дистанционного обучения Следует отметить, что представленные на Интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они не позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий