вторник, 8 апреля 2014 г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством применения технологии проблемного обучения

Апарина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска

             Актуальность работы заключается в следующем: в настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель – непроводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. В связи с этим становится актуальным введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Цель работы: изучить методы проблемного обучения.
Задачи работы:
1.Рассмотреть проблемные ситуации на уроках русского языка в5 классе.
2. Изучить методы постановки учебной проблемы.
             Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Одной из форм  работы является создание  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер является технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения направлена на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач. В ее основе  лежат поисковые методы. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск.
Приемы создания проблемной ситуации (ПС).
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество.
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
Первый – побуждающий: от проблемной ситуации к диалогу;
Второй - подводящий к теме диалог;
Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом.
Первый путь лежит через создание проблемной ситуации.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог.
            Пример фрагмента урока русского языка в 5 классе по теме “Формы слова” с применением метода  побуждающего диалога.
            Проблемное обучение подразумевает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Напомню, что постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
          Пример применения технологии проблемного обучения при изучении темы «Суффикс» в 5 классе.
В ходе урока у учащихся формируются универсальные учебные действия: регулятивные (умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач); познавательные (умение определять понятия, создавать обобщения, строить логические рассуждения и делать выводы); коммуникативные (умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
           Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил – проверил - открыл. (Сравним с репродуктивным обучением: пришел - услышал-заучил). 
          И хочется отметить некоторые плюсы при использовании данной технологии:
1. Самостоятельный поиск решения обеспечивает более прочные и качественные знания.
2. Развивает интеллект и творческие способности.
3. Воспитывает коллективизм и активность.
4. «Учение с увлечением» и интересом снижает нагрузки, способствует здоровьесбережению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий