вторник, 8 апреля 2014 г.

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС

  Гелик Инна Ивановна, 
старший методист
филиала ГБОУ  СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
                                                                  м.р. Волжский
                                                                «Центр внешкольной работы»
                                                               
Цель: представление опыта работы  по организации интегративной модели внеурочной деятельности Центра внешкольной работы и школ муниципального района Волжский.

1. Актуальность  и значимость  темы.
2.Содержание,  преимущества  интегративной модели внеурочной деятельности.
3.Показ презентации о реализации модели.
4.Выводы.

Основные положения:
                                          «Если мы будем учить сегодня так,
                                                                   как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
                                                                                                                       Джон Дьюи
 

Актуальность и значимость темы:
            В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта   сказано: «Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей». В условиях внедрения ФГОС необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в  учебное и свободное время. С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

Содержание работы:
            При  организации внеурочной деятельности определены основные задачи  и представлены организационные модели. В нашем районе взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по осуществлению внеурочной деятельности представлено  по типу  интегративной модели Данная модель представляет актуальное на сегодняшний день направление интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС. Модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществления перехода  от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами. Преимущество этой модели:  ребенку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения; во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты дополнительного образования.
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнерских отношений.. Для того чтобы рассматривать данную модель, хочется дать характеристику образовательного пространства муниципального  района Волжский. На территории района  находятся два учреждения дополнительного образования детей: ДЮСШ и Центр внешкольной работы. Каждое учреждение ведет образовательную деятельность по различным направлениям.  В начале каждого учебного года Центр внешкольной работы заключает договора со школами на сотрудничество в области  дополнительного образования. На базе школ  педагоги Центра внешкольной работы  проводят занятия по различным направленностям, реализуя программы  дополнительного образования детей. Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требо­ваниям стандарта,   педагогическому коллективу Центра внешкольной работы  пришлось многое переосмыслить. Изменились требования к образовательным программам дополнительного образования детей, приходится  пересматривать  содержание программ и разрабатывать  программы нового поколения, которые отвечают  современным требованиям.  Запланирован цикл семинаров  с педагогами Центра  по обсуждению ФГОС, поиск вариантов  включения дополнительного образования в его реализацию. Центр внешкольной работы  предлагает образовательным учреждениям  муниципального района Волжский взаимодействие интеллектуальных, кадровых, информационных ресурсов. Планируется развитие методического взаимодей­ствия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, мастер-классы, конференции и т. д. На сегодняшний день Центр внешкольной работы  предлагает школам района  для совместной работы разработки программ, проектов,  акций, проведение конкурсов, выставок, праздников, концертов, познавательно-развлекательных и спортивно-оздоровительных  программ и программ семейного досуга. Педагоги дополнительного образования Копытова Светлана Ивановна и Богданова Марианна Валентиновна  2 раза в неделю,  1 час проводят  занятия по программам  «Живой уголок» и «Экознайка» на базе  ГБОУ СОШ «ОЦ» №1 п.г.т. Стройкерамика. При проведении занятий педагоги активно используют современные образовательные технологии. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.
Особенно активно обучающиеся  занимаются исследовательской деятельностью  в экологическом  клубе «Ковчег», педагог  Королева Мария Васильевна. В этом учебном году воспитанники данного объединения заняли призовые места в областных конкурсах  «Исследователи окружающей среды» и «Моя охраняемая территория». Главная задача педагогов Центра внешкольной работы   – выявить одаренных детей и помочь реализовать творческий потенциал ребенка.
Выводы:

        17 января 2014 года в Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание межведомственного Совета  по дополнительному образованию и воспитанию детей. Министр образования и науки  РФ Д.В. Ливанов отметил важность дополнительного образования для всей системы образования в целом, наметил основную задачу министерства на ближайшие три года – увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием с 50 до 75 %, подчеркнул, что важно модернизировать систему дополнительного образования, в частности, заинтересовать детей, сделать процесс обучения интересным. «Ресурс мотивации самого ребенка – важный  фактор развития образования», - отметил Министр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий