пятница, 29 апреля 2016 г.

Андрощук Людмила Ивановна,
ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка,
учитель русского языка и литературы

«Технология критического мышления как фактор повышения качества образования по русскому языку и литературе»

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»…Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации. Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Приоритетом в образовании является развитие индивидуальных способностей учащихся и подготовка их к реальной жизни.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования - это технология развития критического мышления. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления.

При внедрении технологии критического мышления мною были поставлены цели:
 - формирование критического стиля мышления в процессе обучения литературы и русского языка;
 - развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
 -создание условий для развития творческого потенциала обучающихся; 
          Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
 - сформировать у учащихся умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;
 - формировать критический стиль мышления в процессе обучения литературы и русского языка;
 - развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
 - формировать умение  ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом  пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.
         Основная часть работы состоит из двух глав:
 I. Теоретическая база педагогического опыта. Так что же принципиально новое несет ТРКМ? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Кроме того, изменяется и цель урока: не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией – находить, систематизировать, наилучшим образом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
II.Педагогическая деятельность по применению технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевали различными способами интегрирования информации, учились вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
         На уроках русского языка и литературы тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
        Учащиеся на уроках осваивали свой текст, вырабатывали собственное мнение, выражались ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно было уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т. п. показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
  Выводы.

         Наблюдени за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может быть использована для формирования не только коммуникативных компетенций на уроках русского языка, но и других современных ключевых компетенций. Применение данной технологии в очередной раз показало, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Поэтому считаю важным продолжить эксперимент по внедрению данной технологии в следующем учебном году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий