Мерлушкина Елена
Викторовна,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска
структурное подразделение «Детский сад «Надежда»,
воспитатель
воспитатель
Актуальность и значимость темы:
Традиционные методы развития естественнонаучных представлений о неживой природе
у детей с ЗПР недостаточно эффективны
для получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с
детьми с особыми образовательными потребностями.
Цель данного
выступления: Познакомить участников
конференции с созданием условий для развития
естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с задержкой
психического развития через экспериментирование при применении метода проектов.
Задачи:
1.Раскрыть значимость
проблемы, её актуальность.
2.Познакомить
с проектной деятельностью в работе с
дошкольниками с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой
природе, при осуществлении комплексного подхода в коррекционно-развивающем процессе
воспитателя и специалистов детского сада.
3.Показать эффективность
использования проектирования в работе с
детьми с ЗПР.
Проблема исследования, гипотеза: Дети
с ОВЗ имеют поверхностное представление о неживой природе вследствие
особенностей психического и речевого развития. Ознакомление дошкольников с
явлениями неживой природы оказывают свое влияние и непрерывно воздействуют на развитие ребенка, создавая
предпосылки для формирования новых практических и умственных действий: умение
наблюдать, рассуждать, планировать экспериментировать.
Этапы реализации
проекта
I этап проекта – организационно-подготовительный
1. Подбор
программно-методического обеспечения.
2.
Пополнение и модернизация развивающей среды.
3. Ознакомление детей с неживой природой
– вода.
II этап проекта – основной
1.
Корректировка планов.
2.
Собственно экспериментальная деятельность.
III этап проекта – заключительный
1.
Работа по обобщению и распространению опыта.
2.
Итоговое мероприятие. Создание продукта.
Краткое содержание работы:
1.Введение (актуальность);
2.Использование воспитателем,
учителем-дефектологом, музыкальным руководителем методов, средств и приемов для
развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР на
этапах реализации проекта (в совместной
и специально-организованной деятельности);
3 Эффективность использования
метода проектов в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе у
детей с ЗПР.
Работая с дошкольниками с ЗПР, мы видим, что они имеют
поверхностные представления о неживой природе, вследствие особенностей
психического и речевого развития. Так, результаты диагностики по разделу
«Развитие естественнонаучных представлений» (образовательная область
«Познание») на начало года показали, что 100% детей имеют низкий уровень развития.
Особые трудности у детей с ЗПР вызывали вопросы, касающиеся неживой природы.
Кроме того, современная модернизация
образовательной системы по Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых,
инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. Учитывая
вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных
представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность.
Особенностью
проекта «Что мы знаем о воде?» является
соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего
взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя,
учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим
видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность.
Цель
проекта: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к
практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды,
воспитание бережного отношения к природным ресурсам; развитие мыслительной и
речевой деятельности.
Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленный
нами проект «Что мы знаем о воде?» предполагает интеграцию следующих
образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие». В ходе интеграции образовательных областей нами решались
следующие коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательной активности,
мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), слухо – зрительно - тактильного
восприятия, эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).
По окончании проекта, нами проведена
контрольная диагностика по развитию
естественнонаучных представлений у детей
о неживой природе. Результаты диагностики показали: 6 детей (36%) имеют средний
уровень развития естественнонаучных представлений о неживой природе, 11 детей (64%)
остались на низком уровне, но у них
значительно повысился интерес к экспериментальной деятельности, пополнился
глагольный словарь, словарь признаков. Дети научились выполнять простейшие
опыты с водой, делать выводы, строить простые предложения.
Вывод: полученные нами результаты показывают наличие
положительной динамики у детей с ЗПР по данному направлению. Таким образом,
правильное определение и применение форм и методов коррекционно -
воспитательной, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР (а
именно: осуществление комплексного подхода в развитии у воспитанников
естественнонаучных представлений через экспериментирование при применении
метода проекта), применение индивидуального и дифференцированного подхода к
детям с проблемами в развитии позволяет эффективно осуществить коррекцию их познавательной
деятельности.
Видя положительные результаты по данному направлению, нами
были разработаны проекты по ознакомлению детей с объектами неживой природы:
«Воздух», «Глина», «Песок».
Практическая
значимость: представленный нами материал может
быть использован воспитателями, педагогами не только в группах компенсирующей
направленности, но и в интегрированных группах общеобразовательных учреждений,
а так же с дошкольниками с нормальным развитием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий