четверг, 16 апреля 2015 г.

Использование проектной деятельности в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с задержкой психического развития в свете требований ФГОС ДО



Мерлушкина Елена Викторовна,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска 
структурное подразделение «Детский сад «Надежда»,
воспитатель


Актуальность и значимость темы: Традиционные методы развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР недостаточно  эффективны для получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Цель  данного  выступления:  Познакомить   участников  конференции   с  созданием условий для развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с задержкой психического развития через экспериментирование при применении метода проектов.
Задачи:
1.Раскрыть  значимость  проблемы,  её  актуальность.
2.Познакомить с проектной деятельностью в работе  с дошкольниками с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе, при осуществлении комплексного подхода в коррекционно-развивающем процессе воспитателя и специалистов детского сада.
3.Показать эффективность использования проектирования в работе  с детьми с ЗПР.
            Проблема исследования, гипотеза: Дети с ОВЗ имеют поверхностное представление о неживой природе вследствие особенностей психического и речевого развития. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы оказывают свое влияние и непрерывно  воздействуют на развитие ребенка, создавая предпосылки для формирования новых практических и умственных действий: умение наблюдать, рассуждать, планировать экспериментировать.

Этапы реализации проекта
I этап проекта – организационно-подготовительный
1. Подбор программно-методического обеспечения.
2. Пополнение и модернизация развивающей среды.
3. Ознакомление детей с неживой природой – вода.
II этап проекта – основной
1. Корректировка планов.
2. Собственно экспериментальная деятельность.
III этап проекта – заключительный
1. Работа по обобщению и распространению опыта.
2. Итоговое мероприятие. Создание продукта.
Краткое содержание работы:
1.Введение (актуальность);
2.Использование воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем методов, средств и приемов для развития естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР на этапах реализации проекта (в совместной и специально-организованной деятельности);
3 Эффективность использования метода проектов в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе у детей с ЗПР.
Работая с дошкольниками с ЗПР, мы видим, что они имеют поверхностные представления о неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Так, результаты диагностики по разделу «Развитие естественнонаучных представлений» (образовательная область «Познание») на начало года показали, что 100% детей имеют низкий уровень развития. Особые трудности у детей с ЗПР вызывали вопросы, касающиеся неживой природы. Кроме того, современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о неживой природе мы использовали проектную деятельность.
Особенностью проекта «Что мы знаем о воде?» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность.
            Цель проекта: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды, воспитание бережного отношения к природным ресурсам; развитие мыслительной и речевой деятельности.
Согласно  Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленный нами проект «Что мы знаем о воде?» предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В ходе интеграции образовательных областей нами решались следующие коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательной активности, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), слухо – зрительно - тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).
            По окончании проекта, нами проведена контрольная диагностика  по развитию естественнонаучных представлений  у детей о неживой природе. Результаты диагностики показали: 6 детей (36%) имеют средний уровень развития естественнонаучных представлений о неживой природе, 11 детей (64%) остались на низком уровне, но у них  значительно повысился интерес к экспериментальной деятельности, пополнился глагольный словарь, словарь признаков. Дети научились выполнять простейшие опыты с водой, делать выводы, строить простые предложения. 
Вывод: полученные нами результаты показывают наличие положительной динамики у детей с ЗПР по данному направлению. Таким образом, правильное определение и применение форм и методов коррекционно - воспитательной, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР (а именно: осуществление комплексного подхода в развитии у воспитанников естественнонаучных представлений через экспериментирование при применении метода проекта), применение индивидуального и дифференцированного подхода к детям с проблемами в развитии позволяет эффективно  осуществить коррекцию их познавательной деятельности.
Видя положительные результаты по данному направлению, нами были разработаны проекты по ознакомлению детей с объектами неживой природы: «Воздух», «Глина», «Песок».
Практическая значимость: представленный нами материал может быть использован воспитателями, педагогами не только в группах компенсирующей направленности, но и в интегрированных группах общеобразовательных учреждений, а так же с дошкольниками с нормальным развитием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий