пятница, 29 апреля 2016 г.

Вагнер Инга Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевска

«Деятельностный подход в обучении математики – путь повышения качества знаний учащихся начальной школы»
Актуальность.
           За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования.
            В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
            - становление личности младшего школьника;
            - раскрытие его индивидуальных возможностей.
Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения».

Цель: ознакомление с деятельностным  подходом  на уроках математики.
Задачи:
-  познакомить с деятельностным подходом;
- показать влияние данной технологии на развитие мыслительных процессов: логики, памяти, внимания;
-  представить опыт работы педагога  на уроках математики по развитие творческого потенциала обучающихся.


План выступления:
1.      Деятельностный подход – основа  развивающего образования.
2.      Технология деятельностного метода обучения.
3.      Дидактические принципы.
4.      Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
5.      Структура урока «открытия» нового знания.
6.      Формы  и  методы  обучения.
7.      Выводы.
Сложное  экономическое  положение,  новые рыночные  отношения  поставили  перед  школой  задачу,  в  сравнительно  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить ему максимальную пользу.                                                                                              Вот почему вновь в  стандартах общего образования ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным  методом.
Дидактические принципы
1. Принцип деятельности. 
2. Принцип непрерывности. 
3. Принцип целостного представления о мире. 
4. Принцип минимакса
5. Принцип психологической комфортности.
6. Принцип вариативности
7. Принцип творчества.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Ø  уроки «открытия» нового знания;
Ø  уроки рефлексии;
Ø  уроки общеметодологической направленности;
Ø  уроки развивающего контроля.
Структура урока «открытия» нового знания
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Формы  и  методы  обучения
-  игра, (различные  виды  игр);
-  проблемные  ситуации;
-  обучение  через  деятельность;
-  групповая и  парная  работа;
-  «оценочная»  деятельность  обучающихся (результат).
Типы ситуаций
 1. Не могу. (Даётся практическое задание, не выполнимое вообще).
 2. Неопределённость. (Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных.
 3. Выбор. (Даётся  ряд готовых решений. Выбери  правильное).
 4. Несоответствие. (Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации).
 5. Конфликт. (Ситуация, рассматривающая противоположности).
 6.Неожиданность. (Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью).
 7. Ошибка! (Задания с заведомо допущенной ошибкой).
Преимущества деятельностного подхода
Деятельностный подход обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
·         В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
·         Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий