Вагнер Инга Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевска
«Деятельностный
подход в обучении математики – путь повышения качества знаний учащихся
начальной школы»
Актуальность.
За последние десятилетия четко
обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей
начального общего образования.
В связи с этим приоритетной
становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
-
становление личности младшего школьника;
- раскрытие его индивидуальных
возможностей.
Наибольшее
распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода
обучения».
Цель: ознакомление с деятельностным подходом
на уроках математики.
Задачи:
- познакомить с деятельностным подходом;
- показать влияние
данной технологии на развитие мыслительных
процессов: логики, памяти, внимания;
-
представить опыт работы педагога на уроках математики по развитие творческого
потенциала обучающихся.
План выступления:
1.
Деятельностный подход – основа
развивающего образования.
2.
Технология
деятельностного метода обучения.
3. Дидактические принципы.
4. Типология
уроков в дидактической системе деятельностного метода.
5.
Структура
урока «открытия»
нового знания.
6. Формы
и методы обучения.
7.
Выводы.
Сложное экономическое
положение, новые рыночные отношения поставили
перед школой задачу, в сравнительно
короткий срок воспитать и вооружить ученика
такими знаниями, чтобы он мог занять
достойное место в обществе и
приносить ему максимальную пользу. Вот почему
вновь в стандартах общего образования
ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о
более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к
деятельностному.
Метод обучения, при котором ребенок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Дидактические принципы
1. Принцип деятельности.
2. Принцип непрерывности.
3. Принцип целостного
представления о мире.
4. Принцип минимакса
5. Принцип психологической
комфортности.
6. Принцип вариативности
7. Принцип творчества.
Уроки деятельностной направленности
по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Ø уроки «открытия» нового знания;
Ø уроки рефлексии;
Ø уроки общеметодологической
направленности;
Ø уроки развивающего контроля.
Структура
урока «открытия» нового знания
1. Самоопределение к
деятельности (орг. момент)
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной
задачи.
4. Построение проекта выхода
из затруднений («открытие» детьми нового знания)
5. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему
знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог урока).
Формы и методы обучения
- игра, (различные виды игр);
- проблемные ситуации;
- обучение через деятельность;
- групповая и парная работа;
- «оценочная» деятельность
обучающихся (результат).
Типы
ситуаций
1. Не
могу. (Даётся практическое задание, не выполнимое вообще).
2. Неопределённость.
(Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных.
3. Выбор.
(Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное).
4. Несоответствие.
(Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации).
5. Конфликт.
(Ситуация, рассматривающая противоположности).
6.Неожиданность.
(Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью).
7. Ошибка!
(Задания с заведомо допущенной ошибкой).
Преимущества
деятельностного подхода
Деятельностный
подход обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно
мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы
к решению проблем.
·
В
результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный
отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности,
интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их
применению.
·
Всё
это способствует развитию творческих способностей школьников, устной
речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует
мышление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий