пятница, 29 апреля 2016 г.

Повышение качества подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ с помощью элементов обучающих технологий в рамках факультативных занятий

Хохлова Галина Владимировна, 
учитель математики 
ГБОУ СОШ с. Курумоч

«Повышение качества подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ с помощью элементов обучающих технологий в рамках факультативных занятий»


Введение
Исследования уровня знаний  учеными-педагогами учащихся средней школы по математике показали, что  требования к знаниям учащихся в школе и в ВУЗе отличаются. Некоторые темы курса математики средней школы даются в недостаточном объеме, а также мало отводится времени на повторение и систематизацию основных вопросов математики в выпускных классах. Решить данную проблему можно при организации проведения занятий по подготовке к ЕГЭ, которые будут направлены на расширение и систематизацию знаний учащихся. Одной из форм таких занятий являются факультативы. Такие занятия  дают возможность получить прочную базу для успешного продолжения  дальнейшего образования. И одним из таких занятий может стать факультатив в старших классах «Подготовка к ЕГЭ по математике». Этот факультатив может разрешить противоречие  между объемом знаний, полученных из школьных учебников  и требованием объема знаний, которые предъявляют ВУЗы. Введенный в школьную  программу  факультатив по данной теме увеличит статистику успешной сдачи учащихся вступительных тестов  по математике.

Факультатив как одна из форм проведения подготовительных курсов.

Факультативные занятия не обязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.  Основными целями факультативных занятий являются побуждение, формирование и развитие способностей ребенка по предмету, расширение кругозора учащегося, формирование интереса к различным областям наук; воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения материала.  Введение в школе факультативных занятий приводит к разделению учебного материала на основной, обязательный для всех учащихся, и дополнительный, рассчитанный на удовлетворение повышенных интересов отдельных учеников. Что дает возможность повысить уровень общего образования, не допуская перегрузки ребят обязательными учебными предметами.
 На сегодняшний день различают четыре типа факультативных занятий:
1. Курсы, углубляющие программный материал, изучаемый в классе;
2. Внепрограммные курсы;
3. Занятия, ориентированные главным образом на практическое применение изучаемых закономерностей;
4. Факультативы, носящие межпредметный характер.
Независимо от типа, факультативные занятия выполняют следующую общеобразовательную функцию: предоставляют возможность учащимся, проявившим интерес и склонности к предмету, получить дополнительные знания по этому предмету. В этом аспекте факультативные занятия входят в систему повышенной подготовки учащихся, являясь одним из ее компонентов.
       В отличие от других видов внеклассной работы в основе факультативных занятий лежит конкретная программа. Но при этом она обладает гибкостью, позволяющей варьировать содержание факультативного курса в направлении, отвечающем возможностям и желаниям учителей и учащихся факультативной группы. Также наличие программного обеспечения не исключает возможности проводить учителям занятия по экспериментальным программам. Для обучения на факультативе отводится определенное количество часов, что отражено в сборнике нормативных документов для средних общеобразовательных школ в вариативной части.
Еще одно отличие факультативных занятий от других форм внеклассных занятий заключается в наличии у учащихся серьезного интереса к предмету. Кроме этого, выбрав факультативный курс, учащиеся обязаны посещать его в течение учебного года, что отражается в журнале для факультативных занятий, выполнять домашние задания, соблюдать дисциплину. Т.е. требования к ученикам такие же, как и в отношении любого учебного предмета.
Основными целями факультативных занятий по математике являются: углубление и расширение знаний, развитие математических способностей, формирование активного познавательного интереса к предмету, привитие школьникам навыков самостоятельной исследовательской работы, для помощи им в поступлении в различные типы учебных заведений.
     Факультативные занятия должны быть рассчитаны на всех учеников, пожелавших добровольно изучать данный курс. Занятия на факультативе сказываются на уровне математического развития учащегося и, следовательно, на его успехах в изучении обязательного курса.

    Содержание факультативного  курса

      Взяв за основу структуру теста по математике, предлагаемую центром тестирования Министерства образования России, и проанализировав содержание вступительных тестов (по математике) в различные учебные заведения мы решили, что большая часть  факультативного курса будет посвящена рассмотрению методов решения уравнений и неравенств разных типов.  Выбор был мотивирован тем, что :
    - во-первых, количество заданий, сводящихся к решению уравнений или неравенств, на вступительных экзаменах колеблется от 33% до 50% (тесты централизованного тестирования за 2014-2015 год);
     -во-вторых, преобразования, используемые при решении уравнений, применяются и при упрощении алгебраических выражений, и при решении примеров.
     Таким образом, рассмотрение этих двух линий способствует успешности выполнения в среднем 70% от числа всех заданий в тесте.
     Цель проведения факультатива: подготовка учащихся к прохождению Централизованного тестирования по предмету математика.
     Изучение материала, положенного в основу факультативного курса по данной теме, предусматривает следующие цели:
     1. обучающие;
    2. воспитательные;
    3. развивающие.
Кроме этого можно  в начале каждого занятия, и после объяснения новой темы уделять несколько минут вопросам учащихся по материалу, вызвавшему у них затруднения во время решения заданий в классе или дома, при рассмотрении заданий из учебных пособий для поступающих. Такие консультации можно проводить как для всей факультативной группы, так и  индивидуально.

Вывод

Факультативные занятия стали неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. Опыт показывает, что факультативы обеспечивают достижение более высокого уровня знаний по всем предметам. Они дают возможность более полно отразить в школьном преподавании достижения науки, техники и культуры, развивать любознательность школьников, формировать у них навыки самостоятельной работы с книгой, справочной литературой. 
     Проведение подготовительных курсов на факультативах является основным фактором повышения уровня знаний учащихся .

Комментариев нет:

Отправить комментарий