пятница, 29 апреля 2016 г.

Формирование математических представлений у дошкольников посредством применения ИКТ в соответствии с ФГОС ДО

Дятлова Надежда Ивановна,
воспитатель I квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска 
городского округа Новокуйбышевск Самарской области 
структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»

«Формирование математических представлений у дошкольников посредством применения ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»


«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову
математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом
огромную помощь во всей вашей работе».
М.И. Калинин

Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться, с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования.
Одной из основных задач детского сада в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды.
Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. А какая предметная область учит этому наших детей? Ответ ясен и понятен: математика!

Наиболее конструктивным решением проблемы в свете требований ФГОС ДО является системное развитие форм и операций логического мышления на доступном занимательном детям материале в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
Именно использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Следует уточнить само понятие «интерактив». Это слово пришло к нам из английского от слова “interact”, что означает inter” – взаимный и “act” – действовать.
Интерактивность - означает способность взаимодействовать (не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе развития элементарных математических понятий с применением информационно-коммуникативных технологий.
Перед собой ставлю следующие задачи:
-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе развития элементарных математических представлений, используя ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.
Ожидаемые результаты.
·                    При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
·                    Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
·                    Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Таким образом, использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
-Овладевший необходимыми умениями и навыками.
В. А. Сухомлинский сказал: “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Для достижения поставленных задач использую в своей работе:
·         Интерактивные игры:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
·         Электронные пособия:
- «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
- «Занимательная математика для дошкольников»
- «Веселые уроки» 3+,4+,5+,6-7 лет
·         Различные математические презентации.
В заключение хочется отметить, что информационно - коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников, активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки, способствуют развитию памяти и мышление у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

Литературные и интернет – источники:
1. Давыдова О. В. Инновационная деятельность ДОУ.
2. Кажалова Т. А. Использование ИКТ в условия дошкольного образовательного учреждения.
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.
4. Чуканова С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий