Дятлова Надежда Ивановна,
воспитатель I квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»
«Формирование математических представлений у дошкольников посредством применения ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»
«Если
вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову
математикой,
пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом
огромную
помощь во всей вашей работе».
М.И.
Калинин
Формирование открытого демократического общества, права на
собственное понимание мира и своего места в нем требует от каждой личности
умения мыслить. Такое умение должно закладываться, с самого раннего детства и
непосредственно связано с системой образования.
Одной из основных задач детского сада в рамках основной
общеобразовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с
требованиями ФГОС ДО является создание максимальных условий, обеспечивающих
физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка,
удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка
в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды.
Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые
информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к
интеллектуальному и творческому развитию человека. А какая предметная область
учит этому наших детей? Ответ ясен и понятен: математика!
Наиболее конструктивным решением проблемы в свете требований
ФГОС ДО является системное развитие форм и операций логического мышления на
доступном занимательном детям материале в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности.
Сегодня применение информационно - коммуникативных
технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые
соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
Именно использование ИКТ является одним из эффективных
способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них
творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также
позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к
деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной
деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим.
В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание,
мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника
лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более
концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается
наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Следует уточнить само понятие «интерактив». Это
слово пришло к нам из английского от слова “interact”, что означает “inter” – взаимный и “act”
– действовать.
Интерактивность - означает способность взаимодействовать
(не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо
(например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Цель работы:
повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе развития
элементарных математических понятий с применением информационно-коммуникативных
технологий.
Перед собой ставлю следующие задачи:
-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые
задачи в процессе развития элементарных математических представлений, используя
ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной
познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания,
зрительной памяти.
Ожидаемые результаты.
·
При использовании ИКТ для развития познавательного
интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно
– речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
·
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками
элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
·
Будет сформирована общая готовность к
дальнейшему успешному обучению в школе.
Таким образом, использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи,
адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности.
-Овладевший необходимыми умениями и навыками.
В.
А. Сухомлинский сказал: “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Для достижения поставленных
задач использую в своей работе:
·
Интерактивные
игры:
1. Игры с
цифрами и числами.
2. Игры - путешествия
во времени.
3. Игры на
ориентировку в пространстве.
4. Игры с
геометрическими фигурами.
5. Игры на
логическое мышление.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку,
поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
·
Электронные
пособия:
-
«Арифметика-малышка» (Уроки тетушки
Совы»)
- «Занимательная математика для дошкольников»
- «Веселые уроки» 3+,4+,5+,6-7 лет
·
Различные
математические презентации.
В заключение хочется отметить, что информационно -
коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников,
активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки,
способствуют развитию памяти и мышление у детей, оказывая огромное влияние на
умственное развитие ребёнка; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную
подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно –
иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
Литературные
и интернет – источники:
1. Давыдова О.
В. Инновационная деятельность ДОУ.
2. Кажалова Т.
А. Использование ИКТ в условия дошкольного образовательного учреждения.
3. Михайлова З.
А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.
4. Чуканова С.
И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий