Склярова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевска
«Технология
исследовательской деятельности как средство
повышения качества образовательного процесса»
склярова н.а. технология исследовательской деятельности как средство повышения качества образовательного процесса from rcnovo
Повышение качества образования
всегда являлось одной из важных проблем.
Образовательная
деятельность школы направлена на получение учащимися возможности успешно
справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Этот
необходимый потенциал включает в себя:
-
владение комплексом знаний; умение применять запас сведений в процессе собственной
самостоятельной профессиональной и творческой деятельности;
- адаптация в быстро меняющемся мире;
-
способность к преобразованию окружающей
действительности.
Актуальность.
Исходя
из данного заказа, возникает вопрос: как правильно выбрать оптимальный режим
взаимодействия в системе учитель – ученик? Без хорошо продуманных технологий,
методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс, поэтому
я как учитель стою перед выбором средств обучения, которые помогают вовлечь
учащихся в познавательный и творческий поиск. Такому поиску способствуют педагогические
технологии, в частности технология исследовательской деятельности.
Цель:
демонстрирование опыта работы по использованию и применению исследовательской
технологии.
Задачи:
1.
Дать
обзорную характеристику исследовательской технологии.
2.
Привести
примеры использования элементов данной технологии в урочной и внеурочной
деятельности.
3.
Показать
продуктивность использования исследовательской технологии относительно
деятельности педагога и обучающихся.
Выбор данной
технологии
для меня очевиден. Он заложен в самой
исследовательской деятельности,
включающей в себя:
§
развитие познавательных умений и навыков
учащихся;
§
способность
ориентироваться в информационном пространстве;
§
формирование
самостоятельности при построении
своего знания;
§
умение интегрировать знания из различных областей
наук;
§
умение критически мыслить.
Практика проведения учебных исследований с
младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной
или внешкольной работы, но её можно связать с основным учебным процессом и ориентировать на развитие творческой активности детей и в урочной
деятельности.
Основные условия необходимые для
продуктивности такой деятельности: систематичность, мотивированность,
психологический комфорт, учет возрастных
особенностей.
Урочная работа.
Технология
и ее методы использую в работе регулярно, на уроках различного типа, как любая
технология исследовательская применяется дозировано и вкупе с другими:
игровыми, информационными, коммуникативными.
Например: на уроке Окружающего мира определяем тему урока, а затем детям задается
вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Ребята дают ответы, высказывают
предположения (гипотезы). Умение задавать вопросы является важнейшим умением
для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.
Обязательным
условием для развития исследовательской деятельности является умение давать
определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми
лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
Внеурочная работа.
На начальном этапе (1 класс) использую
игры и тренинговые задания, которые стимулируют исследовательскую деятельность
детей. Тренировочные занятия с классом, в рамках работы клуба «Юный
исследователь» дают возможность
познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся
узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в
книгах, понаблюдать, найти в Интернете, провести опыт и т.д.
Во втором классе формирую умение видеть проблемы, задавать
вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для выявления проблемы нужно пробовать
изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных
сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и
часто не замечается.
В третьем и четвертом классе идет
формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Защита исследовательских работ (на заседании клуба исследователей), на уроке – работа
ученого совета. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности.
Использование
данной технологии помогает мне
предоставить обучающимся
возможность самостоятельно пополнять
свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагает пути ее решения, способствует формированию его способностей и общеучебных
умений.
Работа ведется в системе и прослеживается преемственность.
Требования к деятельности педагога.
Исследование предполагает отход от
авторитарного стиля общения, предусматривает хорошо продуманное, обоснованное
сочетание методов и форм обучения. Деятельность педагога подчиняется выполнению
определенных требований.
Для
необходимости решения всех этих задач
подвигло меня на выбор в деятельности педагога темы самообразования «Формирование
УУД на основе организации исследовательской деятельности школьников».
Вывод.
Исследовательское обучение создает
положительную мотивацию для самообразования как обучающихся, так и педагога.
Это одна из сильных его сторон. Так же
включение исследовательской работы в
учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в
области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается и в
каждодневный учебный процесс, и во внеурочную деятельность.
Таким
образом, использование учителем исследовательской технологии помогает осваивать
учащимся исследовательских умений. Они
способствуют достигать позитивных результатов и повышает качество
образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий