пятница, 29 апреля 2016 г.

Технология исследовательской деятельности как средство повышения качества образо-вательного процесса

Склярова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевска

«Технология исследовательской деятельности как средство  повышения качества образовательного процесса»



            Повышение качества образования всегда являлось  одной из важных проблем.
Образовательная деятельность школы  направлена  на получение учащимися возможности успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
 Этот необходимый потенциал  включает в себя:
- владение комплексом знаний; умение применять запас сведений в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности;
 - адаптация в быстро меняющемся мире;
-  способность к преобразованию окружающей действительности.


Актуальность. 
Исходя из данного заказа, возникает вопрос: как правильно выбрать оптимальный режим взаимодействия в системе учитель – ученик? Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс, поэтому я как учитель стою перед выбором средств обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный и творческий поиск. Такому поиску способствуют педагогические технологии, в частности технология  исследовательской деятельности.

Цель: демонстрирование  опыта  работы по использованию и применению исследовательской технологии. 
Задачи:
1.      Дать обзорную характеристику исследовательской технологии.
2.      Привести примеры использования элементов данной технологии в урочной и внеурочной деятельности.
3.      Показать продуктивность использования исследовательской технологии относительно деятельности педагога и обучающихся.

Выбор данной технологии для меня очевиден. Он заложен в самой   исследовательской  деятельности, включающей в себя:
§   развитие познавательных умений и навыков учащихся;
§  способность ориентироваться в информационном пространстве;
§   формирование  самостоятельности при  построении своего знания;
§   умение интегрировать знания из различных областей наук;
§   умение критически мыслить.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, но её можно связать с основным учебным процессом  и ориентировать на развитие  творческой активности детей и в урочной деятельности.
Основные условия необходимые для продуктивности такой деятельности: систематичность, мотивированность, психологический комфорт,  учет возрастных особенностей.

Урочная работа.
 Технология и ее методы использую в работе регулярно, на уроках различного типа, как любая технология исследовательская применяется дозировано и вкупе с другими: игровыми, информационными, коммуникативными.
Например: на уроке Окружающего мира  определяем тему урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Ребята дают ответы, высказывают предположения (гипотезы). Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.
            Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.


Внеурочная работа.
На начальном этапе (1 класс) использую игры и тренинговые задания, которые стимулируют исследовательскую деятельность детей. Тренировочные занятия с классом, в рамках работы клуба «Юный исследователь»  дают возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, найти в Интернете, провести опыт и т.д.
Во втором классе  формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается.
В третьем и четвертом классе идет формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности. Защита исследовательских работ (на заседании клуба исследователей), на уроке – работа ученого совета. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей  работы учебно-исследовательской деятельности.
            Использование данной технологии  помогает мне предоставить  обучающимся возможность  самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагает пути ее  решения, способствует  формированию его способностей и общеучебных умений.
Работа ведется в системе и прослеживается преемственность.
Требования  к деятельности педагога.
         Исследование предполагает отход от авторитарного стиля общения, предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов и форм обучения. Деятельность педагога подчиняется выполнению определенных требований.
Для необходимости  решения всех этих задач подвигло меня на выбор в деятельности педагога темы самообразования «Формирование УУД на основе организации исследовательской деятельности школьников».
Вывод.
Исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования как обучающихся, так и педагога. Это одна  из сильных его сторон. Так же включение исследовательской работы  в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается и в каждодневный учебный процесс, и во внеурочную деятельность.
Таким образом, использование учителем исследовательской технологии помогает осваивать учащимся  исследовательских умений. Они способствуют достигать позитивных результатов и повышает качество образования.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий