пятница, 29 апреля 2016 г.

Исследовательская деятельность младших школьников в контексте системного подхода к организации работы по развитию одарённости детей

Седых Вера Николаевна
учитель начальных классов  высшей квалификационной категории 
ГБОУ гимназии №1 г. Новокуйбышевска

Исследовательская деятельность  младших школьников в контексте системного подхода к организации  работы  по развитию одарённости детей

 «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильно организованного обучения сделались хорошими, умными, талантливыми – это в нашей власти»
Конфуций
Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений.  Обществу нужны люди, самостоятельно и критически мыслящие, адаптированные, творческие, мобильные, инициативные. Достичь этой цели можно лишь, вооружив обучающихся  разнообразными исследовательскими умениями, начиная с начальной школы. Именно в этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении. Педагогической наукой  и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя начальных классов. Всё это и обусловило актуальность и значимость темы моего проекта.

В современной системе образования можно констатировать наличие серьезных противоречий, необходимость практического решения которых определяет проблему: недостаточные условия  для успешного  формирования исследовательских умений младших школьников в информационно-образовательной среде начальной школы.
Цель: повышение уровня качества образования обучающихся начальных классов и активной личностной позиции через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования,  изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;
-  обучить младших школьников проведению учебных исследований;
-  развивать творческую исследовательскую активность детей.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап (январь-апрель 2014 года)
На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) обучающихся.
На данном этапе в своей работе я использовала игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично-поисковыми методами.
Проанализировав результаты данной работы,  учителю можно будет сделать вывод, сформированы ли у большинства детей исследовательские умения.
2. Основной этап (май 2014 года - май 2015 года)
На этом этапе осуществлялось внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 1 года.
На данном этапе необходимо познакомить обучающихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины, осуществлять коллективные исследования по плану. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. 
Большое внимание нужно уделять развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. 
Необходимо продолжать формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовить индивидуальные работы.
3. Заключительный этап (июнь- август 2015 года)
На этом этапе я обобщила результаты своей работы, сделала выводы, внесла коррективы и приступила к распространению опыта своей работы.
Выводы
Научная новизна проекта: уточнен и обоснован состав исследовательских умений обучающегося начальной школы в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями, отраженными в Федеральном государственном образовательном стандарте, в условиях информационно-образовательной среды начальной школы.
Значимость и перспективы: разработано и апробировано дидактическое обеспечение процесса формирования исследовательских умений младших школьников, включающее в себя систему проектных учебных задач и комплекс внеурочных опытно-проектных заданий, способствующих повышению эффективности и результативности данного процесса; разработана и внедрена в школьную практику программа внеурочной деятельности младших школьников «Умники и умницы». Разработана и реализована система дидактических средств диагностирования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, позволяющая так же выявить степень влияния информационно-образовательной среды на формирование информационной культуры младшего школьника.
Материалы и результаты данного проекта могут быть использованы для совершенствования процесса обучения младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов; в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий