Седых Вера Николаевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
ГБОУ
гимназии №1 г. Новокуйбышевска
Исследовательская деятельность младших школьников в контексте системного
подхода к организации работы по развитию одарённости детей
«Какими дети рождаются, это ни от кого не
зависит,
но чтобы они
путём правильно организованного обучения сделались хорошими, умными,
талантливыми – это в нашей власти»
Конфуций
Жизнь в
современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных
решений. Обществу нужны люди, самостоятельно
и критически мыслящие, адаптированные, творческие, мобильные, инициативные. Достичь
этой цели можно лишь, вооружив обучающихся разнообразными исследовательскими умениями, начиная
с начальной школы. Именно в этот период максимально активно развивается
интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности,
увеличиваются потребности в самовыражении. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой
деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет
нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Именно поэтому обучение
ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей
образования и современного учителя начальных классов. Всё это и обусловило актуальность и значимость темы моего проекта.
В современной
системе образования можно
констатировать наличие серьезных противоречий, необходимость практического решения которых определяет проблему: недостаточные условия
для успешного формирования исследовательских
умений младших школьников в информационно-образовательной среде начальной
школы.
Цель: повышение уровня качества образования
обучающихся начальных классов и активной личностной позиции через создание
условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений
на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- изучить и
проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные
документы по проблеме исследования,
изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- осуществить
отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских
умений;
- обучить младших школьников проведению учебных
исследований;
- развивать творческую исследовательскую
активность детей.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап (январь-апрель 2014
года)
На этом этапе
осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской
деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения
практических работ, наблюдений, домашних исследований.
Для получения
положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо
дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) обучающихся.
На данном этапе
в своей работе я использовала игры и задания, позволяющие активизировать
исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие
возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. На
уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на
овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения,
сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично-поисковыми
методами.
Проанализировав
результаты данной работы, учителю можно будет
сделать вывод, сформированы ли у большинства детей исследовательские умения.
2. Основной этап (май 2014 года - май
2015 года)
На этом этапе
осуществлялось внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и
во внеурочной деятельности в течение 1 года.
На данном этапе
необходимо познакомить обучающихся с понятиями «исследование», «информация»,
«источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие»,
«результат», «вывод» и др. термины, осуществлять коллективные исследования по
плану. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи
исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос,
наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д.
Большое внимание
нужно уделять развитию умения детей работать с добытой информацией:
обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически
выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия
цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей
творческой работы.
Необходимо продолжать
формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности
– готовить индивидуальные работы.
3. Заключительный этап (июнь- август
2015 года)
На этом этапе я
обобщила результаты своей работы, сделала выводы, внесла коррективы и
приступила к распространению опыта своей работы.
Выводы
Научная новизна проекта: уточнен и
обоснован состав исследовательских умений обучающегося начальной школы в
контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями, отраженными в
Федеральном государственном образовательном стандарте, в условиях
информационно-образовательной среды начальной школы.
Значимость и перспективы: разработано и апробировано
дидактическое обеспечение процесса формирования исследовательских умений
младших школьников, включающее в себя систему проектных учебных задач и
комплекс внеурочных опытно-проектных заданий, способствующих повышению
эффективности и результативности данного процесса; разработана и внедрена в
школьную практику программа внеурочной деятельности младших школьников «Умники
и умницы». Разработана и реализована система дидактических средств
диагностирования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников,
позволяющая так же выявить степень влияния информационно-образовательной среды
на формирование информационной культуры младшего школьника.
Материалы и
результаты данного проекта могут быть использованы для совершенствования
процесса обучения младших школьников в условиях реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов; в процессе профессиональной
подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий