Тулупова Татьяна Алексеевна,
учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ «ОЦ» села Дубовый Умет
м.р. Волжский Самарской области
«Специфика деятельности учителя химии и биологии в условиях нового технического обеспечения учебного процесса»
Актуальность данной статьи непосредственно
связана с переходом школы на ФГОС второго поколения и эффективное использование
нового технического обеспечения школы на уроках химии и биологии.
Цель работы
учителя: внедрение и использование интерактивной доски на
уроках химии и биологии с целью
активизации учебной деятельности учащихся и повышения качества обучения
Использование флеш анимаций из коллекции
ЦОР на уроках биологии. Учителям естественных наук часто
приходится сталкиваться с необходимостью объяснить ученикам суть того или иного
процесса, происходящего в природе. Одним из наиболее интересных цифровых
ресурсов для учителя биологии является флеш анимация. Это небольшой учебный ролик, в котором с помощью
подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент
изучаемого материала. Хорошая флеш анимация помогает качественно объяснить
новый материал, содержит четко дозированный объем информации и хорошо продуманный
дикторский текст. Можно
применять флеш анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например,
выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику
поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Я применяла флеш анимации при изучении тем
«Строение и функции белков», «Строение и функции липидов и углеводов». Кроме
того, понравились анимации по сложным
для восприятия школьников темам: «Фотосинтез», «Синтез белка», «Метаболизм»,
«Генетика». В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по
всем разделам биологии. В моем арсенале на сегодня собраны и систематизированы
достаточно много флеш анимаций по
основополагающим темам курса биологии 9-11 класса.
Разработка и создание уроков с использованием
интерактивных заданий по собственному сценарию. Сегодня на
первый план выходят уроки, когда интерактивная доска предоставлена для работы
самим учащимся в решении разнообразных
интерактивных заданий и упражнений, тестов, конструкторов. Я разработала
собственную презентацию урока - семинара «Комплексные соединения» для 11
профильного физико-химического класса, где за 40 минут урока мы повторили
теоретический материал в виде задания-допуска (ученики сами вставляют ключевые слова-понятия в
заданные предложения); использовала
задание - конструктор для проверки умений учащихся составлять формулы и
экран-шторку при выполнении задания на номенклатуру комплексных
соединений; ввела исторический
материал-справку. На уроке успеваешь выполнить большой объем работы, работают
даже откровенно слабые учащиеся; на уроке у учащихся азарт, интерес, желание
работать, удовлетворение от своей работы. А это – главный результат применения
такой формы работы.
Специфика
работы в сельской школе сегодня такова, что большое количество времени уделяется индивидуальному обучению. Это и
работа с учащимися, находящимися на такой форме обучения, и подготовка учащихся
к сдаче экзамена: ведь выбирает наши
предметы небольшая группа учащихся от трех до пяти. Практика работы показывает,
что эффективность преподавания возрастает при использовании всех перечисленных выше мультимедиа средств. При работе с такой категорией учеников
иногда успеваешь сделать гораздо больше, чем на обычном уроке. В практике своей
тридцатипятилетней работы в школе я всегда была педагогом, старающимся идти в
ногу со временем, реализующим все новое,
способное заинтересовать ученика, заставить его размышлять, а не заучивать;
приблизить трудную науку химию и интересную биологию к практической жизни человека, сделать ее
более понятной и нужной. Для решения
этих проблем и стараюсь эффективно использовать новое техническое обеспечение.
Это позволяет решать следующие проблемы обучения:
-
изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать активным
участником процесса обучения, тогда ученик превращается из объекта
педагогического воздействия в субъекта учебной деятельности;
-
преподаваемый материал должен быть усвоен на уроке, а значит для увеличения
интенсивности урока, увеличения объема сделанной работы, усвоения изучено на уроке, считаю одним из способов решения использование
интерактивной доски на уроках химии;
-
успешное обучение - это мотивация учения к учению. Использование интерактивной
доски на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста,
формирует эмоциональное положительное
отношение к предмету.
Сегодня
невозможно представить себе учителя, не использующего в работе Интернет-ресурсы. Пользуюсь материалами с
сайтов учителей, коллекцией ЦОР, информационными сайтами систематически; зарегистрирована и часто захожу в сетевое
педагогическое сообщество «Открытый класс». Разместила там свое портфолио и ряд
разработок уроков. Использую в практике своей
работы опубликованные на различных сайтах варианты реальных заданий
ЕГЭ-2016 при подготовке учащихся к экзамену. Работа с интерактивной доской и
мультимедийными средствами - не панацея в преподавании. Использовать нужно не
часто, но эффективно, когда невозможно это сделать другими средствами. И
все-таки, хорошо, когда учитель идет на урок с единственным пособием - флешкой в руке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий