пятница, 29 апреля 2016 г.

Специфика деятельности учителя химии и биологии в условиях нового технического обеспечения учебного процесса


Тулупова Татьяна Алексеевна, 
учитель химии и биологии 
ГБОУ СОШ «ОЦ» села Дубовый Умет
м.р. Волжский Самарской области

«Специфика деятельности учителя химии и биологии в условиях нового технического обеспечения учебного процесса»

Актуальность  данной статьи непосредственно связана с переходом школы на ФГОС второго поколения и эффективное использование нового технического обеспечения школы на уроках химии и биологии.
Цель работы учителя: внедрение и использование интерактивной доски на уроках химии  и биологии с целью активизации учебной деятельности учащихся и повышения качества обучения
Использование флеш анимаций из коллекции ЦОР на уроках биологии. Учителям естественных наук часто приходится сталкиваться с необходимостью объяснить ученикам суть того или иного процесса, происходящего в природе. Одним из наиболее интересных цифровых ресурсов для учителя биологии является флеш анимация. Это  небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Хорошая флеш анимация помогает качественно объяснить новый материал, содержит четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст.  Можно применять флеш анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Я применяла флеш анимации при изучении тем «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов и углеводов». Кроме того,  понравились анимации по сложным для восприятия школьников темам: «Фотосинтез», «Синтез белка», «Метаболизм», «Генетика». В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. В моем арсенале на сегодня собраны и систематизированы достаточно много флеш анимаций по  основополагающим темам курса биологии 9-11 класса.

 Разработка  и создание уроков с использованием интерактивных заданий по собственному сценарию. Сегодня на первый план выходят уроки, когда интерактивная доска предоставлена для работы самим учащимся в решении разнообразных  интерактивных заданий и упражнений, тестов, конструкторов. Я разработала собственную презентацию урока - семинара «Комплексные соединения» для 11 профильного физико-химического класса, где за 40 минут урока мы повторили теоретический материал в виде задания-допуска (ученики  сами вставляют ключевые слова-понятия в заданные предложения);  использовала задание - конструктор для проверки умений учащихся составлять формулы и экран-шторку при выполнении задания на номенклатуру комплексных соединений;  ввела исторический материал-справку. На уроке успеваешь выполнить большой объем работы, работают даже откровенно слабые учащиеся; на уроке у учащихся азарт, интерес, желание работать, удовлетворение от своей работы. А это – главный результат применения такой формы работы.
Специфика работы в сельской школе сегодня такова, что большое количество времени  уделяется индивидуальному обучению. Это и работа с учащимися, находящимися на такой форме обучения, и подготовка учащихся к сдаче экзамена: ведь  выбирает наши предметы небольшая группа учащихся от трех до пяти. Практика работы показывает, что эффективность преподавания возрастает при использовании всех перечисленных  выше мультимедиа средств.   При работе с такой категорией учеников иногда успеваешь сделать гораздо больше, чем на обычном уроке. В практике своей тридцатипятилетней работы в школе я всегда была педагогом, старающимся идти в ногу со временем, реализующим все  новое, способное заинтересовать ученика, заставить его размышлять, а не заучивать; приблизить трудную науку химию и интересную биологию  к практической жизни человека, сделать ее более понятной и нужной.  Для решения этих проблем и стараюсь эффективно использовать новое техническое обеспечение. Это позволяет решать следующие проблемы обучения:
- изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать активным участником процесса обучения, тогда ученик превращается из объекта педагогического воздействия в субъекта учебной деятельности;
- преподаваемый материал должен быть усвоен на уроке, а значит для увеличения интенсивности урока, увеличения объема сделанной работы,  усвоения изучено на уроке, считаю  одним из способов решения использование интерактивной доски на уроках химии;
- успешное обучение - это мотивация учения к учению. Использование интерактивной доски на уроках делает обучение ярким, запоминающимся,  интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоциональное положительное  отношение к предмету.
Сегодня невозможно представить себе учителя, не использующего в работе  Интернет-ресурсы. Пользуюсь материалами с сайтов учителей, коллекцией ЦОР, информационными сайтами систематически;  зарегистрирована и часто захожу в сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс». Разместила там свое портфолио и ряд разработок уроков. Использую в практике своей  работы опубликованные на различных сайтах варианты реальных заданий ЕГЭ-2016 при подготовке учащихся к экзамену. Работа с интерактивной доской и мультимедийными средствами - не панацея в преподавании. Использовать нужно не часто, но эффективно, когда невозможно это сделать другими средствами. И все-таки, хорошо, когда учитель идет на урок с единственным пособием -  флешкой в руке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий