Железнова Ю.Д.,
ГБОУ ООШ № 15 СП
«Детский сад «Чебурашка»,
учитель-дефектолог.
Щекалева Е.В.,
ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад
«Чебурашка»,
учитель-дефектолог
Программа
по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения
Актуальность и значимость темы.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют
основную часть контингента воспитанников детских садов для детей с нарушением
зрения, которые после курса лечения и коррекционного обучения поступают в
массовые школы. Дети данной категории нуждаются в серьезной работе по
социализации и психологической подготовке к обучению в школе.
Поэтому необходимо заранее подготовить выпускников к
предстоящему взаимодействию с окружающими их сверстниками и взрослыми людьми,
научить правилам поведения в общественных местах, коммуникации, навыкам
самообслуживания и взаимопомощи. Этими навыками, умениями дети овладевают на
занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Цель: формирование социальной адаптации в
обществе через обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения
посредством активизации восприятия на полисенсорной основе (слух, обоняние,
осязание, вкус).
Задачи:
1.
Формировать
у детей адекватные представления об окружающем мире на основе использования
нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
- Развивать компенсаторные
способы полисенсорного восприятия окружающей обстановки.
- Формировать
у детей умения понимать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, их
признаки, свойства, качества, события и явления.
- Развивать коммуникативные навыки.
На специальных коррекционных занятиях по
СБО у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная
самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и
социальных ситуациях.
Программа по СБО направлена на создание оптимальных
условий для полноценного развития детей с нарушением зрения.
При обучении детей с нарушениями зрения
необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и
нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности: ограничение в
освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы,
бедность представлений об окружающем.
Для глубокого усвоения знаний детьми
сочетаются при объяснении учебного материала слово, образ и практическое
действие, которые в тесной связи и взаимодействии друг с другом служат
руководством к действию, а словесные приемы обучения играют регулирующую и
направляющую роль и способствуют коррекции нарушенных функций.
В реализации задач СБО
необходима взаимосвязь в работе всех участников образовательного
процесса (педагогов, медицинских работников, психологов, родителей) согласно Федеральным
государственным образовательным стандартам.
Тематическое планирование совместной
работы воспитателя и тифлопедагога по разделам образовательной программы
«Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы «Социально-бытовая
ориентировка» на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов -
воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДО. В перспективном
плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые
образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана
позволяет проследить комплексность всей проводимой коррекционно-образовательной
работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников со
зрительной патологией коллегиально, учитывая специфический режим работы.
В программе по СБО используются как
общие, так и специальные, методы обучения, направленные на коррекцию и
компенсацию отклонений в развитии детей.
В результате освоения программы по СБО у детей с нарушением
зрения формируются адекватные представления об окружающем мире и жизни человека
на основе использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Складывается
целостная картина мира.
Тематикой курса
в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Реализация
программы по СБО у детей с нарушением зрения позволяет тифлопедагогу добиться
более осознанного и прочного усвоения детьми изучаемого материала.
Планирование коррекционной
работы имеет тематический подход, обеспечивающий концентрированное
изучение материала (на каждом году обучения лексические темы и их количество
сохраняется, но происходит усложнение изучаемого материала).
Выводы.
Содержание Программы по социально бытовой ориентировке
для детей с нарушением зрения учитывает возрастные и индивидуальные особенности
детей, воспитывающихся в образовательной организации, уровень их знаний и
умений.
Результатом занятий должно стать наличие
правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков
ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным
использованием всех сохранных анализаторов. Единообразие подходов к работе с детьми,
преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной,
учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития
детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида
деятельности – залог успеха в работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий