пятница, 29 апреля 2016 г.

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения

Железнова Ю.Д., 
ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад «Чебурашка», 
учитель-дефектолог.
Щекалева Е.В., 
ГБОУ ООШ № 15 СП «Детский сад «Чебурашка», 
учитель-дефектолог

Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения


Актуальность и значимость темы.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют основную часть контингента воспитанников детских садов для детей с нарушением зрения, которые после курса лечения и коррекционного обучения поступают в массовые школы. Дети данной категории нуждаются в серьезной работе по социализации и психологической подготовке к обучению в школе.
Поэтому необходимо заранее подготовить выпускников к предстоящему взаимодействию с окружающими их сверстниками и взрослыми людьми, научить правилам поведения в общественных местах, коммуникации, навыкам самообслуживания и взаимопомощи. Этими навыками, умениями дети овладевают на занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО).

Цель: формирование социальной адаптации в обществе через обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения посредством активизации восприятия на полисенсорной основе (слух, обоняние, осязание, вкус).
Задачи:
1.      Формировать у детей адекватные представления об окружающем мире на основе использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
  1. Развивать компенсаторные способы полисенсорного восприятия окружающей обстановки.
  2. Формировать у детей умения понимать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества, события и явления.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
На специальных коррекционных занятиях по СБО у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.
Программа по СБО направлена на создание оптимальных условий для полноценного развития детей с нарушением зрения.
При обучении детей с нарушениями зрения необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности: ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы, бедность представлений об окружающем.
Для глубокого усвоения знаний детьми сочетаются при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, которые в тесной связи и взаимодействии друг с другом служат руководством к действию, а словесные приемы обучения играют регулирующую и направляющую роль и способствуют коррекции нарушенных функций.
В реализации задач СБО необходима взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса (педагогов, медицинских работников, пси­хологов, родителей) согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
Тематическое планирование совместной работы воспитателя и тифлопедагога по разделам образовательной программы «Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы «Социально-бытовая ориентировка» на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов - воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДО. В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой коррекционно-образовательной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников со зрительной патологией коллегиально, учитывая специфический режим работы.
В программе по СБО используются как общие, так и специальные, методы обучения, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.
В результате освоения программы по СБО у детей с нарушением зрения формируются адекватные представления об окружающем мире и жизни человека на основе использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Складывается целостная картина мира.
            Тематикой курса в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Реализация программы по СБО у детей с нарушением зрения позволяет тифлопедагогу добиться более осознанного и прочного усвоения детьми изучаемого материала.
Планирование коррекционной работы имеет тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала (на каждом году обучения лексические темы и их количество сохраняется, но происходит усложнение изучаемого материала).
Выводы.
Содержание Программы по социально бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательной организации, уровень их знаний и умений.
Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий