пятница, 29 апреля 2016 г.

Дистанционное обучение как ресурс организации внеурочной деятельности по предметам в школе

Гранкина Тамара Владимировна,
ГБОУ ООШ №19,
учитель истории и обществознания, 
руководитель МО учителей общественно-гуманитарного цикла предметов ГБОУ ООШ №19

Дистанционное обучение как ресурс организации внеурочной деятельности по предметам в школе

В соответствии с федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ в образовательных учреждениях  должны реализовываться образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспериментальной и инновационной деятельности. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.[1]

Дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:
1) выполнение проектов и исследовательских работ;
2) работа с обучающимися – инвалидами или часто болеющими;
3) при заочной (экстернатной) форме обучения;
4) работа с одаренными обучающимися ( индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
5) увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).[2]
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского образования. Одним из приоритетных направлений работы ОУ является развитие системы поддержки одаренных обучающихся.
Дистанционное обучение активно используется педагогами школы во внеурочной деятельности. ДО может применяться как для участия в заочных конкурсах и олимпиадах, так и при подготовке к очным мероприятиям.
Для наиболее эффективного использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам целесообразнее создать в ОУ определенный цикл участия. Результаты предыдущих лет работы в дистанте привели к пониманию оптимизации этого процесса: создание циклограммы внеурочной деятельности по предметам и разработка индивидуального олимпиадного маршрута.
В 2011-2012 учебном году в олимпиадах и конкурсах разных уровней принимало участие 673 человеко-участника 2-9 классов.
В  2012-2013  учебном  году учащиеся   школы приняли  участие  в  12   различного  уровня  предметных олимпиадах (городских, окружных, региональных, всероссийских, международных) В 2012-2013 учебном году количество участников увеличилось на 669 и составило 1342. В олимпиадах всех   уровней 25человека заняли  1  место(6,1%), это на 1,1% меньше  в сравнении прошлым учебным годом; 23 человек (5,7%) заняли  2  место, это на 3,9 % больше в сравнении прошлым учебным годом; 30 человек (7,3%) заняли  3  место, это на 4,8 % больше    в сравнении прошлым учебным годом;  Лауреатами Всероссийского открытого заочного конкурса в  рамках  Национальной  образовательной  программы « Интеллектуально-творческий  потенциал России» стали  70  человек (17%), что на 1,6%  больше  в  сравнении с  прошлым  учебным  годом.      Образовательная  статистика по  вопросу  работы  педагогического  коллектива  с   одаренными  школьниками показывает двойное увеличение охвата  учащихся  различными  видами внеурочной  предметной деятельности   при   повышении  качественных  показателей.[3]
В 2013-2014 учебном году количество человеко-участников олимпиад и конкурсов разных уровней составило 1749 обучающихся.
Вывод: в  2013-2014  учебном  году обучающиеся   школы приняли  участие  в     различного  уровня  предметных олимпиадах (городских, окружных, региональных, всероссийских, международных) Общее  количество  человеко-участников  в  2013-2014  учебном  году  составило 1749 ,что на 407 человеко-участников больше, чем в 2012-2013 учебном году. В олимпиадах всех   уровней 176 человек    стали  Призерами;  Лауреатами Всероссийского открытого заочного конкурса в  рамках  Национальной  образовательной  программы « Интеллектуально-творческий  потенциал России», Лауреатами  общероссийской  предметной  олимпиады  среди  школьников  4-9  классов  стали  126  человек. Образовательная  статистика по  вопросу  работы  педагогического  коллектива  с   одаренными  школьниками показывает тройное увеличение охвата  обучающихся различными  видами внеурочной  предметной деятельности   при   повышении  качественных  показателей.     
Для более эффективного использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам учебного плана возникла необходимость выстроить через циклограмму систематизированную работу  участников образовательного процесса ОУ в течение учебного года: это полностью соответствует государственной политике РФ в области образования по введению Федеральных стандартов второго поколения.
Кроме того, необходимо для каждого обучающегося разработать индивидуальный олимпиадный маршрут. Классный руководитель в течение учебного года будет вести сопровождение каждого школьника. Создание индивидуального олимпиадного маршрута позволит выявить способности каждого обучающегося, развивать все виды УУД.
Таким образом, применение дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предметам учебного плана, с одной стороны, способствует развитию каждого обучающегося, выявляя наиболее способных и одаренных школьников, с другой стороны,  направлено на становление и развитие образовательных потребностей личности. Всё это в целом способствует улучшению успеваемости и качества знаний обучающихся, показывая динамику образовательного процесса.
В 2013-2014 учебном году успеваемость по ГБОУ ООШ №19 составила 99,8%, что выше уровня 2012-2013 учебного года на 2,5%. Качество знаний обучающихся в 2013-2014 учебном году составило 45%, что выше уровня 2012-2013 учебного года на 6,2%.
Внеклассная   работа  по  предметам  показала  увеличение  уровня    результативности  в интеллектуальном   направлении в  сравнении с 2012-2013  учебным годом на  41,1%   и составила   60,4 %.  [4]
Список использованной литературы:
1.      Анализ работы ГБОУ ООШ №19 г.о. Новокуйбышевск за 2013-2014 учебный  год, 2012-2013 учебный год
2.      Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
3.      Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
4.      Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
5.      Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
6.       Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"



[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Ст.16
[2] Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
[3] Анализ работы ГБОУ ООШ №19 г.о. Новокуйбышевск за 2012-2013 учебный  год
[4] Анализ работы ГБОУ ООШ №19 г.о. Новокуйбышевск за 2013-2014 учебный  год

Комментариев нет:

Отправить комментарий