пятница, 29 апреля 2016 г.

Буланова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ им.А.И.Кузнецова,
с.Курумоч  муниципального района Волжский Самарской области

«Технология развития критического мышления- как способ повышения качества образования и внедрения системы оценки достижения планируемых результатов в контексте требований ФГОС обучающихся начальной школы»

Актуальность: На основании «Закона об образовании»(от14.09.2014г.) и Федеральных стандартов общего образования (2009года) начальная школа должна выпускать обучающихся соответствующих «портрету выпускника начальной школы».
ФГОС НОО-Стандарт ориентирован на становление личностных качеств выпускника.
-Как получить необходимые качества? –Что необходимо изменить?
Считаю необходимым найти ответы на эти вопросы.

Цель: Формирование ценностного отношения к ТРКМ (Технологии развития критического мышления) как способу решения задач ФГОС по повышению качества образования и системы оценки достижений обучающихся в начальной школе.
Задачи:   1.Выявить вызовы ФГОС.
                  2.Проанализировать систему оценки достижений обучающихся младших                            школьников в свете ФГОС.  
                   3.Рассмотреть ТРКМ как способ ответа на вызовы ФГОС.
Предполагаемые результаты:
Становится понятным:
-Что требует ФГОС;
-из чего складывается система оценки достижений учащихся начальной школы;
-что такое качество образования и как можно его повышать.
С введением ФГОС возникли вызовы:
1.Изменились представления об образовательных результатах-стандарт ориентируется не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
2. Изменились методические основы системы оценки достижения к результатам образования.
3. «…в связи с введением ФГОС система внутришкольного контроля должна быть переориентирована на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС» (письмо «О введении федерального государственного стандарта общего образования» от19.04.11г.№03-255).
Эти проблемы можно решать когда знаем, что
Качество образования -это удовлетворённость субъектами содержанием и результатом.  Данная интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая её соответствие личностным ожиданиям субъекта, социальным запросам и государственным нормативным требованиям.
Поэтому и система оценки достижения результатов обучающихся в свете новых стандартов включает две системы оценок. 1.Внешняя (осуществляется внешними службами); 2. внутренняя (осуществляется школой, обучающимися, педагогами, администрацией). Обе системы оценивания строятся на основе планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования. Итоговая оценка определяется с учётом стартового уровня и динамики образовательных достижений. Оцениваются три группы результатов образования: личностные (оценка УУД осуществляется мониторинговыми исследованиями), метапредметные(оценка УУД выставляется в ходе итоговых работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе) и предметные(оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам). Имеет место быть итоговая оценка и накопительная оценка «Портфель достижений». По результатам накопительной оценки делается вывод о сформированности у обучающегося УУД и опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на основной ступени .
-Как получить заданные результаты?
«При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии…» (ФГОС. Ст.13.Общие требования к реализации образовательных программ)
Технология развития критического мышления.
Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.
Задачи:1.Учить: работать с текстом, создавать собственные творческие письменные работы, общаться с людьми. 2. Развивать навыки мышления: Фокусирующие (определение проблем, выявление целей); навыки сбора информации(наблюдение, выделение в тексте, формулирование); навыки запоминания; навыки организации(сравнение, классификация, презентация);навыки анализа; навык генерирования(выводы);навык интеграции(комбинирование, реконструкция информации); навык оценивания и самооценки. 3.Воспитывать у обучающихся такие качества, как: готовность к планированию; гибкость; настойчивость; желание исправить свои ошибки; поиск компромиссных решений.
Базовая модель ТРКМ учитывает психологию познания человека и проходит 3 этапа: вызов, осмысление и рефлексию. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют…Роль учителя координирующая. Популярный метод демонстрации процесса мышления графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы показывают учащимся ход мысли и процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.
В своей работе я использую такие приёмы технологии, как «Кластер», игру «Верите ли вы, что…», «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Фишбоун», «Бортовой журнал», «Синквейн», «Эссе». Постепенно осваиваю новые приёмы.
Заключение: Данная технология помогает осуществлять деятельностный подход к обучению. Работая индивидуально и в группах ребята начинают думать и обсуждать, выбирать информацию, переводить её из одной знаковой системы в другую, анализировать и делать выводы.  ТРКМ даёт алгоритм работы с любым научно- познавательным текстом, повышает ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Технология даёт право на ошибку, подчёркивает опыт каждого, формирует информационную компетентность обучающихся. Технология помогает решать задачи поставленные ФГОС.

Комментариев нет:

Отправить комментарий