Буланова Светлана Ивановна,
учитель
начальных классов ГБОУ СОШ им.А.И.Кузнецова,
с.Курумоч муниципального района Волжский Самарской
области
«Технология развития
критического мышления- как способ повышения качества образования и внедрения
системы оценки достижения планируемых результатов в контексте требований ФГОС
обучающихся начальной школы»
Актуальность: На основании «Закона об
образовании»(от14.09.2014г.) и Федеральных стандартов общего образования
(2009года) начальная школа должна выпускать обучающихся соответствующих
«портрету выпускника начальной школы».
ФГОС
НОО-Стандарт ориентирован на становление личностных качеств выпускника.
-Как получить
необходимые качества? –Что необходимо изменить?
Считаю
необходимым найти ответы на эти вопросы.
Цель: Формирование ценностного отношения к
ТРКМ (Технологии развития критического мышления) как способу решения задач ФГОС
по повышению качества образования и системы оценки достижений обучающихся в
начальной школе.
Задачи: 1.Выявить вызовы
ФГОС.
2.Проанализировать систему
оценки достижений обучающихся младших школьников в свете
ФГОС.
3.Рассмотреть ТРКМ как
способ ответа на вызовы ФГОС.
Предполагаемые результаты:
Становится
понятным:
-Что требует
ФГОС;
-из чего
складывается система оценки достижений учащихся начальной школы;
-что такое
качество образования и как можно его повышать.
С введением ФГОС возникли вызовы:
1.Изменились
представления об образовательных результатах-стандарт ориентируется не только
на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
2. Изменились
методические основы системы оценки достижения к результатам образования.
3. «…в связи с
введением ФГОС система внутришкольного контроля должна быть переориентирована
на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС» (письмо «О
введении федерального государственного стандарта общего образования» от19.04.11г.№03-255).
Эти проблемы
можно решать когда знаем, что
Качество образования -это
удовлетворённость субъектами содержанием и результатом. Данная интегральная характеристика системы
образования в целом, отражающая её соответствие личностным ожиданиям субъекта,
социальным запросам и государственным нормативным требованиям.
Поэтому и
система оценки достижения результатов обучающихся в свете новых стандартов
включает две системы оценок. 1.Внешняя (осуществляется внешними службами); 2. внутренняя
(осуществляется школой, обучающимися, педагогами, администрацией). Обе системы
оценивания строятся на основе планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего образования. Итоговая оценка определяется
с учётом стартового уровня и динамики образовательных достижений. Оцениваются
три группы результатов образования: личностные (оценка УУД осуществляется
мониторинговыми исследованиями), метапредметные(оценка УУД выставляется в ходе
итоговых работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе) и
предметные(оценка достижения планируемых
результатов по отдельным предметам). Имеет место быть итоговая оценка и
накопительная оценка «Портфель достижений». По результатам накопительной оценки
делается вывод о сформированности у обучающегося УУД и опорной системы знаний,
обеспечивающих ему возможность продолжения образования на основной ступени .
-Как получить
заданные результаты?
«При реализации
образовательных программ используются различные образовательные технологии…»
(ФГОС. Ст.13.Общие требования к реализации образовательных программ)
Технология развития критического мышления.
Цель: Обеспечить развитие критического
мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный
процесс.
Задачи:1.Учить:
работать
с текстом, создавать собственные творческие письменные работы, общаться с
людьми. 2. Развивать навыки мышления: Фокусирующие
(определение проблем, выявление целей); навыки сбора информации(наблюдение,
выделение в тексте, формулирование); навыки запоминания; навыки
организации(сравнение, классификация, презентация);навыки анализа; навык
генерирования(выводы);навык интеграции(комбинирование, реконструкция
информации); навык оценивания и самооценки. 3.Воспитывать
у обучающихся такие качества, как: готовность к планированию; гибкость;
настойчивость; желание исправить свои ошибки; поиск компромиссных решений.
Базовая модель
ТРКМ учитывает психологию познания человека и проходит 3 этапа: вызов,
осмысление и рефлексию. Тексту отводится приоритетная роль: его читают,
пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют,
сочиняют…Роль учителя координирующая. Популярный метод демонстрации процесса
мышления графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы показывают
учащимся ход мысли и процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.
В своей работе я
использую такие приёмы технологии, как «Кластер», игру «Верите ли вы, что…»,
«Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Фишбоун», «Бортовой журнал», «Синквейн»,
«Эссе». Постепенно осваиваю новые приёмы.
Заключение: Данная технология помогает осуществлять
деятельностный подход к обучению. Работая индивидуально и в группах ребята
начинают думать и обсуждать, выбирать информацию, переводить её из одной
знаковой системы в другую, анализировать и делать выводы. ТРКМ даёт алгоритм работы с любым научно-
познавательным текстом, повышает ответственность, способствует развитию
мышления и творчества. Технология даёт право на ошибку, подчёркивает опыт
каждого, формирует информационную компетентность обучающихся. Технология
помогает решать задачи поставленные ФГОС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий