пятница, 29 апреля 2016 г.

Формирование нравственно – патриотических качеств личности у старших дошкольников в процессе реализации проектной деятельности

Кривова Татьяна Витальевна, 
Музыкальный руководитель,
ГБОУ ООШ №4 СП «Детский сад «Жар – птица» 

Формирование нравственно – патриотических качеств личности у старших дошкольников  в процессе реализации проектной деятельности


Актуальность  нравственно – патриотического воспитания  детей дошкольного возраста в её  непосредственной связи с одним из важнейших направлений государственной политики. Важность патриотического воспитания в современном обществе отмечена в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.», утверждённой Правительством РФ.
Практическая значимость патриотического воспитания  в дошкольном возрасте  через реализацию проектной деятельности состоит в том, что ребёнок  может не только реализовать свои возможности в разных видах деятельности, но и получает полезную информацию, имеющую воспитательное  и образовательное значение.

Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма , приобщение дошкольников к истории и культуре родного края.
Задачи:
-создавать условия для  более яркого восприятия  сведений об историческом и культурном облике родного города, края ( знакомство с первостроителями, писателями, художниками  поэтами родного города, края)
-формировать духовно – нравственное  отношение к культурному наследию своего родного края
- осуществлять ознакомление  дошкольников с историческим, культурным  своеобразием родного региона (приобщение к культуре разных народов Поволжья)
 -воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к  представителям других народов Самарской губернии
-накапливать спортивный опыт дошкольников (знакомство с выдающимися спортсменами родного края)
-осуществлять совместную работу  с родителями по реализации проекта
-формировать ценностное отношение к наследию Самарской губернии.
Краткое содержание работы.
Название проекта « Сокровища Самарского края»
Сокровища Самарского края – это его люди, которые создавали и передавали из поколения в поколение свой опыт, свои знания и талант. Всё, что мы будем узнавать,
путешествуя по нашему краю, о природе, истории, культуре, о замечательных  людях, прославивших наш город и наш родной край - всё это и будут самые настоящие сокровища. А чтобы сокровища не растерялись, их нужно бережно хранить. Мы будем хранить их в наших шкатулках: «Расписной», « Увлекательной» и  « Народной».
Таким образом, проект   строится на трёх разделах.
Шкатулка  «Расписная».
Будет хранить в себе самые познавательные сведения об историческом, культурном облике города Новокуйбышевска, о наиболее известных  его  улицах.
Шкатулка «Увлекательная».
 Её мы наполним самыми интересными историями про спортивное наследие нашего края и даже заглянем в его будущее.
Шкатулка «Народная».
Покажет  и расскажет, какие народы проживают в Самарском крае, познакомит с их языком, народным творчеством, национальными костюмами, песнями, плясками и даже с национальными блюдами.
Когда все шкатулки раскроют сокровища Самарского края, мы устроим большой праздник, на который соберём всех своих друзей.
Каждому из разделов предшествует предварительная работа,как с детьми, так и с родителями: беседы, экскурсии, просмотр фильмов, чтение художественной литературы.
Основная форма общения - игра.
Преимущества.
Воспитанники, ставшие участниками проекта, самовыражаются, социализируются  в самых разнообразных видах деятельности.
В играх и  беседах, характеризующих культуру народов  Самарского края, активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться.
В музыкальной деятельности дети самовыражаются  через музыкальное творчество.
Занятия по физической культуре решают не только одну из главных задач по совершенствованию здоровье-сберегающей среды, но и прививают дошкольникам интерес к активному образу  жизни. И все эти виды деятельности осуществляются при активном  содействии и участии в проекте родителей.
Ожидаемые результаты образовательного процесса.
В ходе реализации проекта « Сокровища Самарского края» воспитанники:
-совершат  экскурс в историю  родного города;
-познакомятся со спортивным  наследием  родного города, с мероприятиями, проводимыми в Самарской области,  в связи с подготовкой к предстоящему в 2018 году Чемпионату мира по футболу;
-узнают писателей, поэтов, художников, чьи произведения являются гордостью города Новокуйбышевска;
-откроют  для себя встречи с другой культурой, национальным языком  и обычаями;
-научатся  понимать, чувствовать и с уважением относиться к взглядам, убеждениям и культуре разных народов Поволжья;
Критерии мониторинга
    Для оценки качества проводимой работы проводится диагностика в начале года и в конце. При обследовании используются: беседы с детьми, наблюдения за детьми во время игр и занятий. Уровень знаний дошкольников по данной теме оценивался по следующим показателям:
1. Родной город
2. Природные богатства Самарского края
3. Народная культура Самарского края
4. Коммуникативные умения
Критерий эффективности реализация поставленных задач.
Вывод.
Сегодня педагогическим коллективам  необходимо подойти  к  системному решению  наисложнейшей задачи содействия развитию личности ребёнка, исходя из истории и культуры родного  края и концентрации усилий педагогического коллектива на важности интенсивного  овладения духовным  наследием народов Поволжья (культура, язык, традиции, обряды, обычаи и т.д.)
Одним из самых действенных методов решения этой задачи стало использование совместной деятельности педагогов, родителей и  известных  представителей культуры и спорта Самарского края. Это позволило обеспечить духовное, творческое общение воспитанников с  историей, культурой  и  традициями  родного региона.
Очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Надеемся, что наш проект  посеет в душах маленьких патриотов зёрна добра, любви и чувство гордости за свой родной край соотечественников.
Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будет сформировано чувство гордости за свою Малую Родину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий