пятница, 29 апреля 2016 г.

Капранова Е.А., 
уч. начальных классов 
I квалификационной категории, 
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное  время»


Цель  работы  – обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация  роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию  организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать  отличие от проектной деятельности,  познакомить с  основными подходами к исследовательской деятельности, показать значимость исследовательских умений  в развитии детей.
Новизнатворческой  работы заключается в значимости данной проблемы, в создании собственной технологии организации исследовательской деятельности у младших школьников, формирования исследовательских умений.
        Особенно актуальна эта проблема  для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности.  Актуальность проблемы вызвана ещё и тем, что изменение уклада начальной ступени  образования является основным направлением сегодняшних реформ.

Глава 1.Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное  время.
На уроках  по окружающему миру были выделены следующие этапы организации наблюдений:
1.      Определение, выбор объекта наблюдения.
2.      Процесс наблюдения за объектом.
3.      Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения
4.      Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся.
5.      Формулирование выводов и обобщений.
Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.
План действий по созданию исследовательской работы:
1. Информационно-пропагандистский.
2. Практико-исследовательский.
3. Творческий.

Глава 2. Результативность работы по организации исследовательской деятельности.

У детей, занимающиеся исследовательской деятельностью,
выросла мотивация учебной деятельности(высокий уровень на 27%),
улучшился уровень внимания и самоконтроля(высокий уровень на 37%),
улучшилась память,
активизировались мыслительные  процессы (высокий уровень на28%)
вырос познавательный интерес (высокий уровень на 45%).
            Заключение.
Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных  условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.  
Систематическое занятие исследовательской деятельностью с учениками моего класса, нашло положительный отклик в педагогическом коллективе нашей школы. Педагоги среднего и старшего звеньев применили накопленный детьми опыт исследовательской деятельностью в начальной школе.
Свои исследовательские работы учащиеся представляли на общешкольной конференции посвященной  70 –летию со дня победы, на конференции в Дубовом Умете, в Черновской школе.
В дальнейшем я и педагоги нашей школы планируют продолжить исследования с учащимися, так как это способствует выработке активной жизненной позиции. Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
27 апреля мы планируем выступить с исследовательской работай на конкурсе «Судьба моей семьи в истории земли Волжской».

Комментариев нет:

Отправить комментарий