Капранова Е.А.,
уч. начальных классов
I квалификационной категории,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
«Организация исследовательской
деятельности младших школьников на уроках по
окружающему миру и во внеурочное время»
Цель работы – обобщение педагогического опыта
по данной теме, апробация роли учителя в качестве наставника,
сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Задача работы – распространить и внедрить в
педагогическую практику технологию организации исследовательской
деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику
исследовательской деятельности, показать отличие от проектной
деятельности, познакомить с
основными подходами к исследовательской деятельности, показать значимость
исследовательских умений в развитии детей.
Новизнатворческой работы заключается в
значимости данной проблемы, в создании собственной технологии организации
исследовательской деятельности у младших школьников, формирования
исследовательских умений.
Особенно
актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на
этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет
развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. Актуальность проблемы
вызвана ещё и тем, что изменение уклада начальной ступени образования
является основным направлением сегодняшних реформ.
Глава 1.Организация исследовательской деятельности младших
школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.
На уроках по окружающему миру были выделены
следующие этапы организации наблюдений:
1.
Определение, выбор объекта наблюдения.
2.
Процесс наблюдения за объектом.
3.
Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения
4.
Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся.
5.
Формулирование выводов и обобщений.
Организация исследовательской деятельности младших школьников
во внеурочное время.
План действий по
созданию исследовательской работы:
1. Информационно-пропагандистский.
2. Практико-исследовательский.
3. Творческий.
Глава 2. Результативность работы по
организации исследовательской деятельности.
У детей, занимающиеся исследовательской деятельностью,
выросла мотивация учебной деятельности(высокий уровень на 27%),
улучшился уровень внимания и самоконтроля(высокий уровень на 37%),
улучшилась память,
активизировались мыслительные процессы (высокий уровень на28%)
вырос познавательный интерес (высокий уровень на 45%).
Заключение.
Организация
исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий
развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать
участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.
Систематическое занятие
исследовательской деятельностью с учениками моего класса, нашло положительный
отклик в педагогическом коллективе нашей школы. Педагоги среднего и старшего
звеньев применили накопленный детьми опыт исследовательской деятельностью в
начальной школе.
Свои исследовательские
работы учащиеся представляли на общешкольной конференции посвященной 70 –летию со дня победы, на конференции в
Дубовом Умете, в Черновской школе.
В дальнейшем я и
педагоги нашей школы планируют продолжить исследования с учащимися, так как это
способствует выработке активной жизненной позиции. Исследовательские умения
служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
27 апреля мы планируем выступить с
исследовательской работай на конкурсе
«Судьба моей семьи в истории земли Волжской».
Комментариев нет:
Отправить комментарий