Серяева Лариса Михайловна
ГБОУ ООШ №11 структурное
подразделение «Детский сад «Лужайка»
воспитатель
Преемственность детского
сада и начальной школы
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться»
Л.А.Венгер
Актуальность и значимость
темы:
Введение
и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)
дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности
детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне
стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и
перспективности повышения качества образования в целостной системе. Школа и
детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном
обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в
дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и
познавательной активности ребенка.
Переход
ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное
культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию
развития.
Необходимо:
-
обеспечение безболезненного перехода детей в школу, помощь в адаптации
первоклассникам к новым условиям;
-
определение общих принципов преемственности между ступенями образования.
Проблемы
адаптации:
-
разный уровень знаний у детей;
-
разный уровень развития предпосылок формирования УУД;
-
разная степень развития мотивов учения.
Обеспечение
успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и
начальной школы.
Цель: обеспечить полноценное личностное
развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный
период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное
формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные
знания.
Задачи:
-
реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического
и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
-
дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый
класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть
новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений -
учебному сотрудничеству.
-
проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в
соответствии ФГОС.
-
дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках
осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
-
обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с
государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в
школу.
Гипотеза:
- обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения;
- снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации
к школьному обучению;
- положительная динамика освоения основных общеобразовательных
программ каждым ребенком;
- общая положительная динамика психического и физического здоровья
детей;
- мотивационная готовность детей к обучению в школе;
- создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое
условие непрерывного образования.
Дошкольный
возраст обладает глубокими потенциальными возможностями, содержит особую
значимость для создания предпосылок самореализации личности ребенка, раскрытия
всех заложенных природных задатков, способности к творчеству, к быстрому усвоению
первичных школьных требований. Из этого следует, что именно в дошкольном
возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка,
определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Особое
место в процессе формирования социальной компетентности дошкольника, развития
познавательных и мыслительных процессов, занимает игровая деятельность, которая
позволяет эффективно подготовить ребенка к переходу в школу. Ребёнок, впервые
переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать
много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных
видах деятельности.
Таким
образом, целью инновационного
проекта является:
Подготовка
ребенка к успешному обучению в школе и развитие его социальной компетентности.
Задачи:
-
развивать у ребенка предпосылки и мотивацию к учебной деятельности,
познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение,
зрительное и слуховое восприятие).
-
формировать коммуникативные и поведенческие навыки, волевые качества личности
ребенка.
-
способствовать укреплению здоровья дошкольников, развитию их двигательной
культуры, координации движений, общей и мелкой моторики.
Проблема
готовности ребенка к школе в принципе не нова. Она всегда входила в комплекс
задач, решаемых в системе дошкольного образования. Введение федеральных
государственных стандартов начальной школы нового поколения определяет ряд
высоких требований к современному младшему школьнику, поэтому актуальность
данной проблемы в настоящее время обуславливается многими факторами.
Исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие
компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально –
волевой. Общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое
детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим
физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его
здоровье, желание учиться. Поэтому полноценное физическое и психическое
развитие ребенка в период дошкольного детства и адекватная закономерностям
развития физическая и психологическая подготовка к школе весьма актуальны.
В организации работы по преемственности между детским
садом и школой ключевым моментом является формирование умения учиться, который
включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после
школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более
раннем возрасте.
Формы осуществления преемственности:
- работа с
детьми:
- взаимодействие
педагогов:
- сотрудничество
с родителями:
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и
развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского
сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить
непрерывность образовательного процесса. Как в дошкольном учреждении, так и в
школе образовательно - воспитательный процесс должен быть подчинён становлению
личности. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач
преемственности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий