пятница, 29 апреля 2016 г.

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Серяева Лариса Михайловна
ГБОУ  ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Лужайка»
воспитатель

Преемственность детского сада и начальной школы
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
      Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А.Венгер

Актуальность и значимость темы:
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.

Необходимо:
- обеспечение безболезненного перехода детей в школу, помощь в адаптации первоклассникам к новым условиям;
- определение общих принципов преемственности между ступенями образования.
Проблемы адаптации:
- разный уровень знаний у детей;
- разный уровень развития предпосылок формирования УУД;
- разная степень развития мотивов учения.
Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задачи:
- реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
- дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
- проанализировать общеобразовательные программы детского сада  и школы, в соответствии ФГОС.
- дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
- обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
Гипотеза:
- обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения;
- снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;
- положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком;
- общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;
- мотивационная готовность детей к обучению в школе;
- создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
Дошкольный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями, содержит особую значимость для создания предпосылок самореализации личности ребенка, раскрытия всех заложенных природных задатков, способности к творчеству, к быстрому усвоению первичных школьных требований. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Особое место в процессе формирования социальной компетентности дошкольника, развития познавательных и мыслительных процессов, занимает игровая деятельность, которая позволяет эффективно подготовить ребенка к переходу в школу. Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Таким образом, целью инновационного проекта является:
Подготовка ребенка к успешному обучению в школе и развитие его социальной компетентности.
Задачи:
- развивать у ребенка предпосылки и мотивацию к учебной деятельности, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение, зрительное и слуховое восприятие).
- формировать коммуникативные и поведенческие навыки, волевые качества личности ребенка.
- способствовать укреплению здоровья дошкольников, развитию их двигательной культуры, координации движений, общей и мелкой моторики.
Проблема готовности ребенка к школе в принципе не нова. Она всегда входила в комплекс задач, решаемых в системе дошкольного образования. Введение федеральных государственных стандартов начальной школы нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику, поэтому актуальность данной проблемы в настоящее время обуславливается многими факторами. Исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально – волевой. Общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желание учиться. Поэтому полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства и адекватная закономерностям развития физическая и психологическая подготовка к школе весьма актуальны.
В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Формы осуществления преемственности:
-  работа с детьми:
-  взаимодействие педагогов:
-  сотрудничество с родителями:
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно - воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий