пятница, 29 апреля 2016 г.

Сенсорное воспитание – начальная ступень математического развития детей раннего возраста

 Белозёрова Л.И.,
Воспитатель, 
СП « Детский сад «Кораблик»

Сенсорное воспитание – начальная ступень математического развития детей раннего возраста

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Основой познавательного развития является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения».
Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать, должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. Иначе, значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
·     является основой для интеллектуального развития;
·     упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
·     развивает наблюдательность;
·     готовит к реальной жизни;
·     позитивно влияет на эстетическое чувство;
·     является основой для развития воображения;
·     развивает внимание;
·     дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
·     обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
·     обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
·     влияет на расширение словарного запаса ребенка;
·     влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Основными принципами планирования и проведения занятий, являются: систематичность, последовательность, наглядность, дифференцированность.
Основные требования к занятиям:                                                        
1.     Пособия, дидактические игрушки предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению.
2.     Игры – занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеет соответствующими умениями.
3.     Большая часть времени занятия используется для самостоятельных действий ребенка с предметами.
4.     После занятия дидактические игрушки нужно предоставлять детям для самостоятельных игр.
5.     Одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах (размеров, окраски, материала).
6.     Подгрупповые занятия с предметами проводятся по сетке; индивидуальные – ежедневно.
Длительность    занятий (дети от 2 до 3 лет) – 12 – 15 минут.      
В заключении отметим, что главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство. Большое внимание следует уделять проведению занятий с малышом. К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период наиболее интенсивно происходит физическое и психическое развитие, развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий