Пятыгина Ирина Константиновна
структурное подразделение
«Детский
сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ
ООШ №18 г. Новокуйбышевска
воспитатель
Использование
ресурсов сенсорной комнаты в коррекционном развитии воспитанников с тяжёлыми
нарушениями речи
Актуальность и
значимость проблемы.
Данная тема
является, на мой взгляд, очень актуальной и значимой. Педагоги нашего коррекционного учреждения работают с детьми с
тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория
детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен
интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление
психики. Для таких детей особое значение имеют стимуляция исследовательских действий, развитие двигательной
активности, тактильной чувствительности и
мелкой моторики. В настоящее
время под сенсорной комнатой чаще всего понимается «темная сенсорная комната»,
«релаксационная комната», «комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки»,
то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель,
световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активирующие звуки, запахи и т.
д. при полном или частичном общем затемнении.
Монтессори,
первая в истории Италии женщина-доктор медицины, работала с детьми с
ограниченными возможностями здоровья. Это были умственно отсталые дети. Ее
воспитанники под воздействием «моего метода» (выражение Монтессори) стали
говорить, научились считать и писать, а по ряду показателей даже определили своих
сверстников.
Цель и задачи.
Цель посещения сенсорной комнаты
является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья
детей с ОВЗ с помощью мультисенсорной среды.
Сенсорная комната позволяет выполнять
следующие процедуры психологического и
психотерапевтического воздействия:
1. Релаксация, снятие эмоционального и
мышечного напряжения у ребенка.
2. Стимулирование сенсорной
чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них
зрительно-моторной координации, а в ряде случаев и восстановлению у детей
зрительно-моторной координации
3. Фиксирование и управление вниманием
ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности.
4. Повышение психической активности
ребенка за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций.
5. Развитие воображения и творческих
способностей у детей.
6. Коррекция психоэмоционального
состояния ребенка.
7. Расширение кругозора ребенка,
пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов.
Этапы осуществления воздействия.
Занятия проводят 1 раз в неделю 20-25
минут подгруппой 4-5 человек. Количество одновременно занимающихся детей
зависит от площади сенсорной комнаты, от задач занятия, от индивидуальных
особенностей детей.
Занятие состоит из:
1.Приветствие
2.Упражнения, игры.
3.Релаксация.
4.Этюд прощания.
Краткое содержание работы.
На занятиях в сенсорной комнате нашего
сада используется педагогами следующее оборудование:
1.Безопасный оптоволоконный пучок
торцевого свечения «светлячок»
Пучок из
волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна, который приятно держать
в руках. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим
эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать,
держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая
их, ребенок приобретает новый опыт. Яркие, изменяющиеся цвета привлекают
внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен
для детей со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.
2.Детский зеркальный уголок с
пузырьковой колонной, заполненный водой и пузырьками воздуха (если прислониться
к такой колонне — ощутишь приятную вибрацию).
3.Прожектор
Зеркальный шар (его блики успокаивают)
«Волшебная нить» и др.
При работе в группе с детьми, имеющими
диагноз «заикание» особое значение имеет своевременное успокаивание детей,
перевод их с активных игр на более спокойные, размеренные, неторопливые. В этом
отношении сенсорная комната выполняет роль незаменимого помощника. Дети очень
любят выполнять релаксационные упражнения. Они построены в игровой форме и для
детей являются игровыми упражнениями. А педагог в свою очередь получает необходимый эффект - релаксации и
расслабления.
Выводы.
В нашем саду работа в сенсорной комнате
организуется в следующих направлениях:
-релаксационные тренинги у детей, которые уменьшают тревожные состояния,
снимают агрессию, обучают саморегуляции;
-использование стимулирующих упражнений
на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и звукового восприятия,
осязание и пространственное восприятие;
-общение, которое имеет огромное
значение для общего психологического развития человека, развития человека,
развития его самооценки и становления как личности. Уже первые занятия в
сенсорной комнате показывают, какой мощный развивающий, лечебный,
профилактический и коррекционный потенциал
содержит ее оборудование.
Адекватно дозированные занятия с детьми
разного возраста с ранним уровнем интеллектуального и сенсорного развития,
активирует их деятельность, стимулирует коррекцию базовых чувств: зрения,
осязания, слуха, обоняния - и создают условия для саморегулирования процессов
торможения, возбуждения. Во время занятий в сенсорной комнате при
взаимодействии с интерактивным
оборудованием активно идет процесс познавательного развития детей
(анализ, сравнение, обобщение, классификация). Важную роль играет наглядное
моделирование, составляющее основу познавательных способностей. Во
взаимодействии с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты стимулируется
интеллектуальная деятельность ребенка, развивается воображение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий