пятница, 29 апреля 2016 г.

Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционном развитии воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Пятыгина Ирина Константиновна
структурное подразделение
«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

воспитатель

Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционном развитии воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Актуальность и значимость проблемы.
Данная тема является, на мой взгляд, очень актуальной и значимой. Педагоги нашего  коррекционного учреждения работают с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Для таких детей особое значение имеют стимуляция  исследовательских действий, развитие двигательной активности, тактильной чувствительности и  мелкой моторики.  В настоящее время под сенсорной комнатой чаще всего понимается «темная сенсорная комната», «релаксационная комната», «комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки», то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении.
Монтессори, первая в истории Италии женщина-доктор медицины, работала с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это были умственно отсталые дети. Ее воспитанники под воздействием «моего метода» (выражение Монтессори) стали говорить,  научились считать и писать, а  по ряду показателей даже определили своих сверстников.

Цель и задачи.
Цель посещения сенсорной комнаты является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с ОВЗ с помощью мультисенсорной среды.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического  и психотерапевтического воздействия:
1. Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у      ребенка.
2. Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, развитие у них зрительно-моторной координации, а в ряде случаев и восстановлению у детей зрительно-моторной координации
3. Фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности.
4. Повышение психической активности ребенка за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций.
5. Развитие воображения и творческих способностей у детей.
6. Коррекция психоэмоционального состояния ребенка.
7. Расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов.
Этапы осуществления воздействия.
Занятия проводят 1 раз в неделю 20-25 минут подгруппой 4-5 человек. Количество одновременно занимающихся детей зависит от площади сенсорной комнаты, от задач занятия, от индивидуальных особенностей детей.
Занятие состоит из:
1.Приветствие
2.Упражнения, игры.
3.Релаксация.
4.Этюд прощания.
Краткое содержание работы.
На занятиях в сенсорной комнате нашего сада используется педагогами следующее оборудование:
1.Безопасный оптоволоконный пучок торцевого свечения «светлячок»
Пучок из  волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна, который приятно держать в руках. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок приобретает новый опыт. Яркие, изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.
2.Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, заполненный водой и пузырьками воздуха (если прислониться к такой колонне — ощутишь приятную вибрацию).
3.Прожектор
Зеркальный шар (его блики успокаивают)
«Волшебная нить» и др.
При работе в группе с детьми, имеющими диагноз «заикание» особое значение имеет своевременное успокаивание детей, перевод их с активных игр на более спокойные, размеренные, неторопливые. В этом отношении сенсорная комната выполняет роль незаменимого помощника. Дети очень любят выполнять релаксационные упражнения. Они построены в игровой форме и для детей являются игровыми упражнениями. А педагог в свою очередь получает  необходимый эффект - релаксации и расслабления.
Выводы.
В нашем саду работа в сенсорной комнате организуется  в следующих направлениях:
-релаксационные тренинги у  детей, которые уменьшают тревожные состояния, снимают агрессию, обучают саморегуляции;
-использование стимулирующих упражнений на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных  функций: зрительного и звукового восприятия, осязание и пространственное восприятие;
-общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития человека, развития его самооценки и становления как личности. Уже первые занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал  содержит ее оборудование.
Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с ранним уровнем интеллектуального и сенсорного развития, активирует их деятельность, стимулирует коррекцию базовых чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния - и создают условия для саморегулирования процессов торможения, возбуждения. Во время занятий в сенсорной комнате при взаимодействии с интерактивным  оборудованием активно идет процесс познавательного развития детей (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Важную роль играет наглядное моделирование, составляющее основу познавательных способностей. Во взаимодействии с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты стимулируется интеллектуальная деятельность ребенка, развивается воображение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий