Игнатьева Г.Н.,
учитель-логопед
ГБОУ ООШ №15 структурного
подразделения
«Детский сад «Чебурашка»
Чайкивская М.А.,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ ООШ №15 структурного
подразделения
«Детский сад «Чебурашка»
Преемственность в работе
учителя – логопеда и учителя – дефектолога с дошкольниками с нарушениями зрения
Обоснование
актуальности
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является
одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с
детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в
интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих
наш детский сад, характерны нарушения зрения. Негативное влияние нарушений
зрения на психическое развитие детей выражается в появлении отклонений в
различных познавательных процессах, так как уменьшается количество получаемой
информации, изменяется ее качество. Ограничения зрительного восприятия неизбежно приводят к снижению его скорости,
точности, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и
пространственного расположения предметов. Это в свою очередь обусловливает
фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов,
замедленность и нечёткость их опознания. Этим и объясняется актуальность темы
«Преемственность в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с дошкольниками
с нарушениями зрения», обогащение представлений дошкольников с учетом совместных
скоординированных действий учителя – логопеда и учителя – дефектолога.
Проблема.
На сегодняшний день существует множество исследований детей с ограниченными
возможностями здоровья - нарушением зрения, но, к сожалению, недостаточно
специальной литературы для детей с особыми образовательными потребностями
(нарушениями зрения).
Обоснование проблемы: противоречие между
требованиями ФГОС в виде целевых ориентиров и недостаточным научным
обеспечением, касающиеся детей с ОВЗ.
Цель: Разработка системы коррекционно – педагогической работы учителя – логопеда и
учителя - дефектолога, с детьми с нарушениями зрения.
Конечный
результат: если будет
разработано содержание в соответствии с
тематическим погружением, то это будет способствовать формированию
познавательного интереса и познавательных действий у дошкольников
с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционного образования: Способствовать
познавательной активности детей. «Познавательное развитие»
Коррекционного
развития: Развивать коммуникативную деятельность детей, с
нарушением зрения, и развития игровой способности, которая является главным
видом деятельности для детей этого возраста. «Познавательное развитие»
Коррекционного
воспитания: Воспитывать доброе отношение друг к
другу. «Социально-коммуникативное
развитие»
Вашему вниманию представляем тематическое планирование преемственности в
работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога в старшей
компенсирующей группе.
Тематическое планирование работы
учителя – логопеда и учителя –
дефектолога в старшей компенсирующей группе
Темы
недели
|
Направления
работы
|
Содержание работы
|
|
Логопед
|
Дефектолог
|
||
«Сентябрь,
4-я неделя Фрукты. Ягоды." «Звук А», Звуки А,У»
|
1.Лексика
Грамматика
Связная
речь /
Социально-бытовая
ориентировка,
Развитие
зрительного восприятия
|
Согласование
прилагательных с существительными;
Образование
множественного числа существительных;
Согласование
существительных с числительными;
Образование
относительных прилагательных;
Составление
простого предложения (по картинкам).
|
Обобщающее
понятие «фрукты», место произрастания, особенности внешнего вида;
Названия
распространённых фруктов, вкусовые особенности и варианты употребления в
пищу;
Узнавать
и правильно называть цвет, фруктов, плодов;
Ориентирование
в многообразии фруктов;
«Узнай,
что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из
наждачной бумаги.
|
2.Фонематический
слух (слуховое внимание восприятие) / Обучение ориентировке в пространстве
|
Игра
«Кто что услышит»;
Введение
первого ударного звука в слове (Аня, аист…);
Анализ
звукосочетаний типа «АУ», «УА».
|
Упражнения
на развитие графических навыков:
«Обведи
и раскрась фрукты»;
«Дорисуй
симметрично»;
«Порежь
фрукты»;
«Помой
фрукты»;
Застёгивание,
расстегивание, шнуровка;
Обводка
и штриховка трафаретов, шаблонов «Фруктов».
|
Вывод: Совместные
скоординированные действия учителя –
логопеда и учителя – дефектолога, способствуют:
·
обогащению представлений дошкольников, имеющих
нарушения зрения;
·
формированию предметных и пространственных
представлений, образных форм психического отражения – образной памяти,
наглядно- образного мышления, воображения;
·
восстановлению
соотношения образного и понятийного в мыслительной деятельности детей с
ОВЗ ( с нарушениями зрения).
Комментариев нет:
Отправить комментарий