пятница, 29 апреля 2016 г.

Преемственность в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с дошкольниками с нарушениями зрения

Игнатьева Г.Н.,
учитель-логопед 
ГБОУ ООШ №15 структурного подразделения
«Детский сад «Чебурашка»

Чайкивская М.А.,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ ООШ №15 структурного подразделения

«Детский сад «Чебурашка»

Преемственность в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с дошкольниками с нарушениями зрения


    Обоснование актуальности
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и  эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерны нарушения зрения. Негативное влияние нарушений зрения на психическое развитие детей выражается в появлении отклонений в различных познавательных процессах, так как уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество. Ограничения зрительного восприятия  неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Это в свою очередь обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечёткость их опознания. Этим и объясняется актуальность темы «Преемственность в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с дошкольниками с нарушениями зрения», обогащение представлений дошкольников с учетом совместных скоординированных действий учителя – логопеда и учителя – дефектолога.

Проблема.  На сегодняшний день существует множество исследований детей с ограниченными возможностями здоровья - нарушением зрения, но, к сожалению, недостаточно специальной литературы для детей с особыми образовательными потребностями (нарушениями зрения).
Обоснование проблемы: противоречие между требованиями ФГОС в виде целевых ориентиров и недостаточным научным обеспечением, касающиеся детей с ОВЗ.
Цель:  Разработка системы коррекционно – педагогической работы учителя – логопеда и учителя - дефектолога, с детьми с нарушениями зрения.
Конечный результат: если будет разработано содержание в соответствии с  тематическим погружением, то это будет способствовать формированию   познавательного  интереса и познавательных действий у дошкольников с ОВЗ.
Задачи: Коррекционного образования: Способствовать   познавательной активности детей. «Познавательное развитие»
Коррекционного развития: Развивать  коммуникативную деятельность детей, с нарушением зрения, и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста. «Познавательное развитие»
Коррекционного воспитания: Воспитывать доброе отношение друг к другу. «Социально-коммуникативное развитие»
 Вашему вниманию представляем  тематическое планирование преемственности в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога в  старшей  компенсирующей группе.
Тематическое планирование работы
учителя – логопеда и учителя – дефектолога в  старшей  компенсирующей группе
Темы  недели
Направления работы
Содержание работы
Логопед
Дефектолог
«Сентябрь, 4-я неделя  Фрукты. Ягоды."  «Звук А», Звуки А,У»
1.Лексика
Грамматика
Связная речь /
Социально-бытовая ориентировка,
Развитие зрительного восприятия
Согласование прилагательных с существительными;
Образование множественного числа существительных;
Согласование существительных с числительными;
Образование относительных прилагательных;
Составление простого предложения (по картинкам).
Обобщающее понятие «фрукты», место произрастания, особенности внешнего вида;
Названия распространённых фруктов, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу;
Узнавать и правильно называть цвет, фруктов, плодов;
Ориентирование в многообразии фруктов;
«Узнай, что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
2.Фонематический слух (слуховое внимание восприятие) / Обучение ориентировке в пространстве
Игра «Кто что услышит»;
Введение первого ударного звука в слове (Аня, аист…);
Анализ звукосочетаний типа «АУ», «УА».
Упражнения на развитие графических навыков:
«Обведи и раскрась фрукты»;
«Дорисуй симметрично»;
«Порежь фрукты»;
«Помой фрукты»;
Застёгивание, расстегивание, шнуровка;
Обводка и штриховка трафаретов, шаблонов «Фруктов».
Вывод: Совместные скоординированные действия  учителя – логопеда и учителя – дефектолога, способствуют: 
·         обогащению представлений дошкольников, имеющих нарушения зрения;
·         формированию предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения – образной памяти, наглядно- образного мышления, воображения;
·         восстановлению  соотношения образного и понятийного в мыслительной деятельности детей с ОВЗ ( с нарушениями зрения).

Комментариев нет:

Отправить комментарий