четверг, 23 апреля 2015 г.

Учебно-лабораторное оборудование-как инструмент реализации новых задач образования

Никольская Лидия Анатольевна методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск Самарской области

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий компьютерных технологий   в школьном образовании очевидна.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе. В связи с внедрением Федерального образовательного стандарта начального образования – ФГОС НОО  предъявляются особые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, которое должно обеспечить возможность: создания и использования информации, получения информации различными способами; проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей; цифрового (электронного) и традиционного измерения; использования цифровых планов и карт; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; размещения своих материалов и работ учащихся в информационной среде образовательного учреждения и др. Таким образом , Стандарт предъявляет совершенно новые требования к инфокоммуникационной компетентности учителей, как части их профессиональной компетентности.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность -знания о том, сто из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это учение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации в 2012 году системы общего образования Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области в школы Поволжского округа были поставлены комплекты учебно-лабораторного оборудования для начальной школы в рамках внедрения ФГОС.   Комплекты поставки учебно-лабораторного оборудования в начальной школе включали: цифровые микроскопы, документ-камеры, ноутбуки для учащихся, интерактивные доски, модульные системы экспериментов Prolog для начальной школы для, изучения физических величин (атмосферного давления, относительной влажности, звука, освещенности, температуры) и проведения лабораторных опытов, системы контроля качества знаний ProClass, позволяющие учителю осуществлять контроль и мониторинг знаний обучаемых в образовательном процессе и др.
В целях обеспечения методического сопровождения использования комплектов учебно-лабораторного оборудования ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск была разработана план мероприятий направленных на эффективное освоение и использование современного учебно-лабораторного оборудования в образовательных учреждениях Поволжского округа.
На начальном этапе методистами Ресурсного центра были проведен семинары и мастер-классы, где педагоги приступили к изучению поступившего оборудования и их программного обеспечения:                                                                                                                                                               - семинар «Возможности использования учебного оборудования в условиях внедрения ФГОС НОО»                                                                                                                                               - семинар  «Использование системы контроля и мониторинга качества знаний»,                                                                                                                                    - семинар «Интерактивная доска на уроках» ,                                                                                  - семинар «Модульная система экспериментов PROLog»,                                                                                                                                          - мастер-класс «Работа с документ - камерой»,                                                                                         - мастер-класс «Работа с цифровым микроскопом».
В ходе каждого мероприятия педагоги знакомились не только с понятийным аппаратом, но и выполняли практические задания, которые демонстрировали полученные знания.
Учитывая территориальную удаленность образовательных учреждений округа методистами Ресурсного центра была подготовлена команда педагогов-тьюторов. В каждой школе педагог-тьютор провел семинары по работе с учебно-лабораторным оборудованием, оказывает консультативную помощь коллегам.  
Методистами «Ресурсного центра» г. Новокуйбышевска, был разработаны:
- сайт «Педагогическое IT-Творчество»: https://sites.google.com/site/ittvorcestvo/ на котором создан раздел, посвященный использованию оборудования поставленного в рамках реализации ФГОС НОО с методическими разработками педагогов «IT-активистов».                                                                                                                                                                 – сайт  «Дистанционный семинар «Возможности использования учебного оборудования» https://sites.google.com/site/oborudovaniefgosnoo/, содержит обучающие материалы по работе с учебно-лабораторным оборудованием и получить ответы на проблемные вопросы.
 Итогом обучения педагогов округа стали не только приобретенные компетенции, но и обмен педагогическими идеями, методическими находками, потребность в трансляции и обобщении опыта. Использование учебно-лабораторного оборудования позволяют педагогам использовать в учебно-воспитательном процессе современные технологии, развивать у детей навыки исследовательского поиска, что в конечном итоге повышает мотивацию к учебе, создает необходимые условия для личностного развития каждого ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий