воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Изучение типологии задач по формированию регулятивных универсальных учебных действий на примере предмета «Литературное чтение» во 2 классе

Камышова Ольга Моисеевна,
ГБОУ СОШ с. Рождествено м.р. Волжский Самарской области,
учитель начальных классов



Актуальность и значимостьработы обусловлена тем, что формирование УУД обеспечивает школьникам возможность самостоятельно усваивать новые знания и умения, развивать способность к саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование УУД происходит в большей степени на предметном материале.
Проблема: анализ метапредметных диагностик второклассников показал низкий уровень  РУУД учащихся. Необходимо научиться составлять типовые задания по формированию РУУД.
Развитие РУУД младших школьников связано с формированием произвольности поведения, умения преодолевать трудности, сохранять цель и прилагать волевые усилия для её достижения.
Гипотеза исследования: изучение типологии задач по формированию РУУД будет способствовать повышению уровня РУУД учащихся.
Цель моей работы: изучить типы заданий по формированию РУУД в курсе литературного чтения 2 класса.

Я поставила перед собой следующие задачи:
·         совершенствовать теоретические знания;
·         научиться с помощью текста любого жанра формировать группу РУУД.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, и успешность изучения данного курса влияет на результативность обучения по другим предметам учебного плана.
Решая задачу совершенствования теоретических знаний, я задалась целью разработать задания, в ходе выполнения которых учить: управлять своей деятельностью и планировать её, работать по образцу, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, корректировать свои действия, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
 Задания начинаются с указания на то действие, которое необходимо совершить. А в процессе выполнения этих заданий необходимо учить предвидеть тот результат, к которому следует стремиться.
Основанием для типологизации задач является получение конечного результата – решение задачи на формирование регулятивных УУД.
В работе представлены задания, решая которые, ребёнок научится:
·         целенаправленно и планомерно управлять своей деятельностью и поведением:
Задание. Прочитай всё стихотворение вполголоса. Постарайся не мешать товарищам в классе. Старайся читать в одном темпе с ними.
(Задача на воспроизведение последовательности)
·         действовать по плану и планировать свою деятельность:
Задание.Определи последовательность своих действий при звонке по телефону.
Задание. Вспомни. Как ты выполняешь домашнее задание? Обсудите  с одноклассниками и составьте правила выполнения заданий дома.
Запишите эти правила.
(Задания на установление последовательности)
В работе предлагаются задания на формирование таких умений, как:
·           работать, опираясь на предложенные образцы или правила:
Задание.Прочитайте стихотворение по очереди в том темпе, который указан на схеме: умеренно, быстро, медленно.  Прочитайте его в классе (Задание на работу по образцу );
·           контролировать процесс и результаты деятельности:
Задание. Выскажи предположение. Чем мог бы закончиться рассказ «Дети в роще»? Придумай продолжение рассказа… Попросите учителя прочитать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского полностью. Сравни свой рассказ с рассказом автора. Совпал ли конец твоего рассказа с рассказом автора?
(Задания со свободным полным ответом)
·           оценивать результат деятельности:
Задание.Составьте разговор детей по телефону (диалог). Запишите. Прочитайте ваш диалог товарищам в классе. Послушайте, какие диалоги прочитают ваши одноклассники. Оцените. Чей диалог оказался самым интересным? Почему? Какой из них был самый правильный? Оцените по критериям…
При формировании действия оценивания важно помнить, что ученик должен  понимать, что он оценивает (объект оценки), и знать критерии оценки.  Хорошо, когда в процессе такой работы дети самостоятельно определяют критерии оценивания.
Задание. Оцени. Чьё чтение тебе понравилось больше? Почему? Дополни критерии:
1.      Необходимый темп чтения.
2.      Достаточная громкость чтения.
3.      Передано настроение автора.
4.      _____________________________
5.      _____________________________
(Задания на оценку по заданному или самостоятельно определённому критерию)
            К регулятивным УУД также относятся умения:
·           корректировать свои действия:
Задание. Послушайте, какие правила составили ваши одноклассники. Сравните ваши правила с тем, что получилось у одноклассников. Какие правила ваши товарищи назвали, а вы о них не вспомнили?
Задание. Посоветуйтесь и напишите записку родителям от лица девочки. Проверьте. Всю ли необходимую информацию вы указали? Если что-то забыли, исправьте ошибку.
(Задания со свободным полным ответом)
·                    взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности: учебное взаимодействие должно быть основано на взаимном уважении, принятии, доверии и признании индивидуальности каждого.
Задание. Обсуди с соседом по парте. Почему тетерев не послушал лисицу? (Русская народная сказка «Лиса и тетерев») Назовите вместе как можно больше качеств тетерева. Договоритесь, кто из вас будет читать за лису, а кто – за тетерева. Попросите кого-то из одноклассников прочитать слова автора.
(Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов)
Решение задачи формирования регулятивных УУД в начальной школе происходит не только на уроках литературного чтения, но и в ходе внеурочной деятельности.Литературные произведения являются во внеурочной деятельности поводом для переноса предметных умений учащихся в универсальные жизненные ситуации.
Результаты моего исследования позволяют сделать вывод о том, что с помощью текста любого жанра можно формировать группу регулятивных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время.
Подтвердилась гипотеза исследования – в результате применения изученных типов заданий на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности уровень РУУД второклассников повысился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий