Апарина Татьяна Викторовна,
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»,
воспитатель
В настоящее время в условиях
обновления дошкольного образования
усиливается его гуманистическая направленность в целях развития дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих воспитанников в
социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и
обостряют необходимость создания для
воспитанников с нарушениями в
развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.
Дошкольники с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им
бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами,
счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за
сверстниками. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие
ребенка, на его самооценку.
Еще в середине прошлого века было
установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики
рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие,
хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными
исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют
развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким
образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя
соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения
пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог
активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
Нашу группу посещают дошкольники имеющие
проблемы в речевом развитии. Эта проблема очень актуальна для нас.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать
свои навыки по развитию мелкой моторики?
Эффективные пути для развития мелкой моторики
пальцев рук и развитие ручной умелости это:
1. Пальчиковые игры и упражнения
2. Массаж
пальцев
3. Японская
методика пальцевого массажа
4. Песочная
терапия
5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
7. Вырезание ножницами.
8. Аппликации.
9. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
10. Рисование, раскрашивание
11. Графические упражнения.
12. Штриховка.
13. Шнуровки
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
·
во-первых,
развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
·
во-вторых,
формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо
развитая кисть руки "потянет" за собой развитие речи и интеллекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий