пятница, 17 апреля 2015 г.

Познаем мир руками



Апарина Татьяна Викторовна,
ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»,
воспитатель




В настоящее время в условиях обновления  дошкольного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих воспитанников в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и обостряют необходимость создания для  воспитанников  с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.
Дошкольники  с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают  за сверстниками. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от  сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
Нашу группу посещают дошкольники имеющие проблемы в речевом развитии. Эта проблема очень актуальна для нас.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки по развитию мелкой моторики?

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости это:
1. Пальчиковые игры и упражнения
2. Массаж пальцев
3. Японская методика пальцевого массажа
4. Песочная терапия
5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
7. Вырезание ножницами.
8. Аппликации.
9. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
10. Рисование, раскрашивание
11. Графические упражнения.
12. Штриховка.
13. Шнуровки
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
·         во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
·         во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие речи и  интеллекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий