Капранова Екатерина Анатольевна,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка,
Учитель начальных классов
Актуальность
и значимость темы.
Современный
читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к
чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и
окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю
художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим
детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей
быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни
огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова
В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Цель: формирование грамотного читателя.
Задачи:
·
введение
детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
·
приобщение
детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу
художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов
и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
·
развитие
устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря),
развитие творческих способностей детей.
Вопрос, как
научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует
каждого учителя.
Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения
радостью для учащихся?
Наиболее
эффективные резервы обучения оптимальному чтению:
-Важна не
длительность, а частота упражнений.
- Жужжащее
чтение.
-Ежеурочные
пятиминутки чтения.
-Чтение перед
сном.
- Режим щадящего
чтения.
- Развитие
оперативной памяти.
-Таблица Кача.
Технология
обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М.
Кушнир):
-Освоение
материала алфавита.
-Первое
чтение.
-Дети
с указкой.
-Нарастание
темпа. Шепот.
-Переход
к чтению-«схватыванию».
Технология
развития критического мышления.
Преимущества
технологии:
- Развиваются навыки работы с текстами любого
типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать
информацию.
- Формируется умение
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и
представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств
(развивается системное логическое мышление).
-Технология наиболее
эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный,
познавательный текст.
Приемы:
кластеры.
«верные или неверные утверждения».
маркировка
текста по мере его чтения «Инсерт».
дневники
и «бортовые журналы».
Таблица
«толстых» и «тонких» вопросов
Технология продуктивного чтения (формирования
типа правильной читательской деятельности).
Технология
включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I
этап. Работа с текстом до чтения
II
этап. Работа с текстом во время чтения
III
этап. Работа с текстом после чтения
Выводы.
Применяя новые педагогические технологии на уроках,
я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и
осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более
качественных результатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий