воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе

Капранова Екатерина Анатольевна,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка,
Учитель начальных классов

Актуальность и значимость темы.
Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Цель: формирование грамотного читателя.
Задачи:
·         введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
·         приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
·         развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя.
 Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Наиболее эффективные резервы обучения оптимальному чтению:
-Важна не длительность, а частота упражнений.
- Жужжащее чтение.
-Ежеурочные пятиминутки чтения.
-Чтение перед сном.
- Режим щадящего чтения.
- Развитие оперативной памяти.
-Таблица Кача.
Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир):
-Освоение материала алфавита.
-Первое чтение.
-Дети с указкой.
-Нарастание темпа. Шепот.
-Переход к чтению-«схватыванию».
Технология развития критического мышления.
Преимущества технологии:
 - Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
-Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Приемы:
кластеры.
 «верные или неверные утверждения».
маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».
дневники и «бортовые журналы».
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

 Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения

Выводы.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий