Сысоева Ольга Валерьевна,
ГБОУ СОШ №7 «ОЦ» г.о. Новокуйбышевск Самарской области,
учитель
истории и обществознания
Актуальность и значимость темы:
Современный уровень
отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития
личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим,
нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на
самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять
успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует
на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них
умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей
образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого
цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода
источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это
вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость.
Школьники теряют интерес к изучению истории.
Интерес же при
обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое
качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
Наиболее эффективным
в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество
активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет
стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического
применения.
Система
использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания
совершенствует у детей коммуникативные способности, обучает их работе в группе,
развивает творческое мышление и воображение, поддерживает устойчивый интерес к
учёбе, повышает эффективность запоминания, а главное — формирует познавательные
универсальные учебные действия.
Противоречия: История и обществознание
являются теми предметами, где такие процессы развития, как внимание,
восприятие, память, мышление,
воображение ребенка, имеют решающее значение для его усвоения.
С одной стороны, необходимо формировать УУД
обучаемых, с другой стороны, мы наблюдаем низкий уровень сформированности из-за использования традиционных технологий.
С одной стороны, необходимо
использовать на уроках ИКТ, с другой - низкий уровень технической оснащенности
школы не позволяет делать это на должном уровне.
При традиционном
подходе к обучению степень самостоятельности учащихся на уроках росла
постепенно, с переходом из класса в класс. При работе над проектом замечено,
что самостоятельность детей зависит не от возраста, а от сформированности
умений проектной деятельности.
Цель работы:
Формирование и
развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску,
творческой деятельности.
Задачи:
-
теоретически и
экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в
школьное обучение;
-
определить
педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной
среде школьников;
-
выявить степень
обученности проектной деятельности, уровень сформированности
учебно-познавательного интереса;
-
апробировать
методику работы над проектом в условиях среднего звена.
Новизна: Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную
классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с
жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий
мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и
практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на
основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы,
используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем
современным тенденциям в образовании.
Каждые десять лет
объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе,
через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения
не в виде конкретных знаний, а в виде умения
учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных
результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные
универсальные учебные действия.
Современный уровень
отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития
личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим,
нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на
самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять
успехи нашей страны в будущем.
Специфика предметов
обществоведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией,
различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых
непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы,
неудовлетворённость.
Школьники теряют
интерес к изучению истории. Интерес же при обучении любому предмету является
движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение
необходимых умений и навыков.
Наиболее эффективным
в этом плане является метод проектов. Его использование
предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.
Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их
практического применения.
В современных
условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих
последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным.
Причина этому не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это
актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами,
разными точками зрения на одну проблему.
Изучив различные
подходы к типам проектов, можно их классифицировать по четырём признакам: по
роду деятельности, по содержанию, по количеству участников, по
продолжительности.
Форма работы
школьников, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются
исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического
развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В
проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и
учеником, свободный от давления и назидания.
С целью выделения системы
действий преподавателя и обучающихся предварительно важно определить этапы
разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки
проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление
результатов, общественная презентация, рефлексия. Далее раскрывается сущность
взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Возможные
темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени
три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч);
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа
и т.д.
На мой взгляд, в образовательном
учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы
один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в
условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный
год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, может
проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех
стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и
рефлексии.
По истории проектное обучение
может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Учителю важно знать ограничения
в использовании технологии проекта.
Далее приводятся
примеры использования метода проектов на конкретных уроках и во внеурочной
деятельности.
Выводы:
Активное использование
проектных методов даёт возможность реализовать огромное количество
педагогических задач.
В ходе проектной
деятельности образовательными продуктами обучающихся являются исследовательские
работы. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на
школьной научно-практической конференции. Таким образом,
практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический
результат и связаны с социальными ценностями обучающихся. Темы
исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к
учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической
деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе
и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и
взаимодействия с другими людьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий