воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Сысоева Ольга Валерьевна,
ГБОУ СОШ №7 «ОЦ» г.о. Новокуйбышевск Самарской области,
учитель истории  и обществознания

Актуальность и значимость темы:
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Школьники теряют интерес к изучению истории.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Система использования проектной деятельности на уроках истории и обществознания совершенствует у детей коммуникативные способности, обучает их работе в группе, развивает творческое мышление и воображение, поддерживает устойчивый интерес к учёбе, повышает эффективность запоминания, а главное — формирует познавательные универсальные учебные действия.
 Противоречия: История и обществознание являются теми предметами, где такие процессы развития, как внимание, восприятие, память,  мышление, воображение ребенка, имеют решающее значение для его усвоения.
 С одной стороны, необходимо формировать УУД обучаемых, с другой стороны, мы наблюдаем низкий уровень сформированности  из-за использования традиционных технологий.
С одной стороны, необходимо использовать на уроках ИКТ, с другой - низкий уровень технической оснащенности школы не позволяет делать это на должном уровне.
При традиционном подходе к обучению степень самостоятельности учащихся на уроках росла постепенно, с переходом из класса в класс. При работе над проектом замечено, что самостоятельность детей зависит не от возраста, а от сформированности умений проектной деятельности.
Цель работы:
Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.
Задачи:
-                   теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
-                   определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
-                   выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
-                   апробировать методику работы над проектом в условиях среднего звена.
Новизна: Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость.
Школьники теряют интерес к изучению истории. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причина этому не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Изучив различные подходы к типам проектов, можно их классифицировать по четырём признакам: по роду деятельности, по содержанию, по количеству участников, по продолжительности.
Форма работы школьников, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
С целью выделения системы действий преподавателя и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Далее раскрывается сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
 Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
На мой взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно  быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Учителю важно знать ограничения в использовании технологии проекта.
Далее приводятся примеры использования метода проектов на конкретных уроках и во внеурочной деятельности.
Выводы:
Активное использование проектных методов даёт возможность реализовать огромное количество педагогических задач.

В ходе проектной деятельности образовательными продуктами обучающихся являются исследовательские работы. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции. Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями обучающихся. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий