четверг, 16 апреля 2015 г.

Театральная деятельность в детском саду


Власова Любовь Вениаминовна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»,
музыкальный руководитель

 Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
   Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.            Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
                                                         Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Программные задачи
• Активизировать познавательный интерес детей.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с театральной терминологией.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
                   Из опыта моей работы  театрализованной деятельности в детском саду
Каждый год в нашем дошкольном учреждении проходит театральная неделя. Воспитанники детского сада, начиная с младшей группы и до подготовительной к школе группы, разучивают и потом показывают родителям  музыкальную сказку. Перед этим проводится большая и кропотливая работа. Воспитатели разучивают с детьми роли, я,  как музыкальный руководитель разучиваю с детьми песни, танцы и игры. Воспитатели групп совместно с родителями  изготавливают декорации к спектаклю, а также  продумывают костюмы героям сказки . Совместная работа
воспитателей, музыкального руководителя и родителей  даёт положительный результат.  В этом году театральная неделя проходила с 23 марта по 27 марта. Детям очень понравилось выступать в роли артистов. У каждого ребёнка в сказке была своя роль. Дети старшей и подготовительной к школе групп разучили и показали родителям  сказки экологической направленности.  
                   Репертуар сказок на театральной неделе
Сказка « Теремок» - младшая группа « Маргаритка»
Сказка « Зайкина избушка» - средняя группа « Цветик – семицветик»
Сказка « Божья коровка, чёрная головка» - старшая группа « Лютик»
Сказка « Почему у зайца короткий хвост?» - подготовительная к школе группа  «Ландыш»

Занимаясь  с детьми, я особое внимание уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками,  родителями и педагогами в необычном волшебном мире . 

Комментариев нет:

Отправить комментарий