воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Проблемы формирования информационной образовательной среды образовательного учреждения как условие реализации ФГОС нового поколения

Воробьева Татьяна Александровна,
ГБОУ ООШ №17,
Заместитель директора по воспитательной работе

Школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование  и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
В условиях реализации ФГОС требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: 1)информационно-методическим,2) материально-техническим,3) финансово-экономическим,4) кадровым, 5) психолого-педагогическим обеспечением.

Вопросы информатизации школы нельзя сводить только к вопросам   оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровни соорганизованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов, процедур работы); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом  (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий, включая базы данных,  автоматизированный учет, общедоступный портал и т.п.) и многое другое.
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
1)технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами),
2)человеческий (ИКТ-компетентность участников образовательного процесса),
3) организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе).
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что с задачей технологического обеспечения информатизации учебные заведения благополучно справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс.
Управление информационными ресурсами внутри учреждения должно регулироваться посредством нормативных актов, регламентирующих и унифицирующих форму и содержание информации, порядок ее представления и размещения. В учебном заведении должен быть разработан и утвержден ряд локальных актов. Среди основных следует назвать программу информатизации, положение о службе, осуществляющей целенаправленное сопровождение процесса информатизации внутри образовательного учреждения, положение    об официальном сайте, о медиатеке, инструкции для сотрудников по работе с базами персональных данных, регламенты работы  педагогов и учащихся  образовательного учреждения в сети Интернет.
Переходя к проблемам информатизации самого образовательного процесса, в первую очередь следует отметить отсутствие  штатной должности заместителя директора по информатизации и системного администратора. Как правило, эти функции, часто на безвозмездной основе, выполняет преподаватель информатики, лишенный таким образом возможности полноценно вести учебный процесс, при этом, он также выполняет функции технического сотрудника, готового бежать по первому зову для ликвидации возникающих проблем с функционированием локальных сетей, компьютерной и офисной техники.
            Не менее важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения учебного процесса. Попытки осуществить переход на свободно распространяемое программное обеспечение, помимо негативной реакции со стороны преподавателей имеет и еще ряд явных недостатков. Так, например, не вся имеющаяся в образовательных учреждениях офисная техника совместима с  операционной системой Linux, отсутствует единый формат предоставления информации в вышестоящие организации.
Однако, не смотря на все вышеперечисленные проблемы и варианты их решения, преподаватели были и остаются людьми творческими и ищущими. Именно поэтому,   сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, персональные сайты учителей, внедряются элементы дистанционного обучения.
На сегодняшний день в учебной работе школ   стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:
-         мультимедийное сопровождение уроков и занятий внеурочной деятельностью;
-         компьютерный контроль знаний различного уровня;
-         использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
-         электронные лабораторные практикумы;
-         поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
Деятельность ОУ в парадигме современных требований направлена на решение следующих задач:
1.      Совершенствовать процесс внедрения ФГОС НОО и ООО
2.      Оптимизировать   систему оценки качества образования в системе показателей, способах обработки и хранения информации на основе единой электронной базы данных и автоматизированных инновационных систем 
3.      Совершенствовать IT-пространство школы-  через повышение уровня материально-информационно-технической, учебно-методической базы, обеспечивающей условия реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения и способствовать овладению ИК-культурой всех участников образовательного процесса.
4.      Организовать планомерную организационно-управленческую работу для обеспечения результативности и качества урочной и внеурочной деятельности в школе  через применение интерактивных средств и различных форм обучения для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений способных детей.
5.        Обеспечивать поддержку и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников через совершенствование материально-технической базы и применения здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Следовательно, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) в школе, так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий