воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения, через применение технологии развития критического мышления

Ямалдинова А.Ю., 
учитель начальных классов

Условия возникновения опыта

Работая в начальной школе столкнулась в своей педагогической деятельности с рядом проблем:

Проблема
Противоречия
1.     Большой объем текстов для чтения и пересказа
2.     Затрудняются последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
3.     Слабое развитие критического мышления обучающихся
1.     Отсутствие интереса к чтению
2.     Слабый словарный запас
3.     Отсутствие навыков самостоятельной работы.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого из нас, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.

Исходя из данных проблем и противоречий я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтение через применение технологии РКМПЧ»
Цель: Развитие и формирование познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии. Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Задачи:
1.                Повысить интерес учащихся к чтению.
2.                Совершенствовать навыки письменной и устной речи у учащихся.
3.                Создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке чтения на основе сотрудничества.
4.                Воспитать любовь к чтению.
Актуальность данной темы состоит в повышении мотивации познавательной деятельности обучающихся через применение технологии развитие критического мышления через чтение и письмо.
Перспективность данной темы:
1.                Активизация мыслительной деятельности у обучающихся.
2.                Развития познавательного интереса к чтению и навыков самостоятельности при работе с текстом.
3.                Формирование умения обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.птво текст
Опиралась на опыты современных исследователей: Л.С. Выготского, который считает, что реализация личностно - ориентированного обучения младших школьников предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельности обучающихся, которое позволило искать во всем смысл, давать критическую оценку фактам.
Силевко Г.К. считает, что критическое мышление характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности похода к окружающему его информационному полю.
Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой
Новизна опыта состоит в том, что мною разработаны уроки по литературному чтению с введением технологии критического мышления.
Организация образовательного процесса, где я вступаю в рефлексивное взаимодействие с обучающимися.
Нет правильных и неправильных высказываний «любое мнение учащихся ценно».

В основе технологии РКМПЧ лежит трехступенчатая базовая модель.
Почему она базовая? Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.
Как мы воспринимаем информацию, как перерабатываем, присваиваем её?
Да, очень просто: перерабатываем предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации, знакомимся с новым, сопоставляя с тем, что было известно: то что понятно и «приятно», запоминаем, откладываем в сундучок своих знаний. Это базовая модель восприятия информации технологии РКМПЧ.
Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:
-подготовительный – стадия вызова;
-собственное восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
-присвоение информации – стадия рефлексии
                  I.                        Стадия вызова
Ученик сам определяет свои знания и незнания. На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Во-первых, он начинает работать. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать их лично, активизируя каждого. Во-вторых, на стадии вызова ученик определяет свои знания и «незнания». Как вы думаете, теперь он захочет узнать что-то новое? Вот это и есть мотивация! Отвечая на вопрос о сути стадии вызова, пользуясь педагогической терминологией скажу: стадия вызова – это целеполагание. Итак, обратимся к теме урока произведение Л.Толстого «Лев и собачка». Задача учителя: организовать первый этап урока таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно мы будем читать на уроке.
II. Смысловая стадия
III. Стадия - непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от традиционного – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать ступень её усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. Мы ведь помним, что цели знакомства с новой информацией ученики поставили себе сами, поэтому на этапе восприятия нового учитель может практически устраниться. Наша задача – только организовать процесс, применяя приемы и методы для восприятия текста. Организовать процесс – это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.

Результативность

1.                Учащиеся самостоятельно подбирают литературу для чтения и читают с интересом.
2.                Учащиеся логически последовательно излагают свои мысли в устной и письменной форме.
3.                Обогащение словарного запаса, трудные тексты доступны для восприятия учащимися, обеспеченно осознанное чтение.
4.                Активное участие в предметных декадах.
5.                Участие в конкурсе детского сочинения «Взрослые, мы обращаемся к Вам».
Трудоемкая работа, которая требует терпения, усидчивости и времени. Изучение литературы, подбор методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий