Гадаева Алена Сергеевна,
ГБОУ СОШ пос. Просвет
структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области,
структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области,
воспитатель
Актуальность
темы: Ходьба на
лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической
подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как
ловкость, быстрота, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность
двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать
определённые требования: быстро собираться на прогулку; помогать зашнуровать
ботинки тем, кто отстает; выходить на улицу организованно; не кататься на
встречу друг другу по одной лыжне.
Объект исследования: процесс
физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация
обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста.
Проблема:
На сегодняшний день развитие двигательной активности детей в ДОУ остаётся на
низком уровне: недостаточно спортивного
оборудования, игрового материала в ДОУ; нет стойких навыков выполнения игровых
действий спортивных игр и упражнений.
Гипотеза:
организация обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах будет
способствовать физическому развитию,
если:
- будут обеспеченны условия: приобретено лыжное
снаряжение, обеспечена правильная одежда детей;
- организована предварительная двигательная подготовка
детей в помещении;
- обучение будет проводиться регулярно: 2 раза в
неделю.
Цель
исследования: раскрыть теоретические основы проблемы
физического развития старших дошкольников, определить для детей старшего
дошкольного возраста возможности двигательной деятельности и физических
упражнений, которые можно рекомендовать для подготовки к выполнению ходьбы на
лыжах в естественных условиях.
Задачи исследования:
1
На основе теоретического анализа психолого–педагогической литературы по
проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий «физическое развитие»,
«физическое воспитание», «физические качества».
2
Раскрыть значение обучения ходьбе на лыжах в воспитании ребёнка – дошкольника.
3
Изучить содержание и методику обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах;
4
Исследовать влияние обучения ходьбе на лыжах на организм старших дошкольников;
5
Разработать рекомендации для детей старшего дошкольного возраста по организации
и проведению подготовительных физических упражнений в помещении к обучению
ходьбе на лыжах в естественных условиях.
Новизна исследования:
в разработке рекомендаций по организации
подготовительной работы в помещении
и естественных условиях по обучению старших дошкольников ходьбе на лыжах.
Методы
исследования: для решения поставленных задач
используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной и
психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
Ходьбу по учебной лыжне для детей организовывали
обязательно на каждой прогулке в зимний период 2014 года. На этой лыжне отрабатывалось основные
элементы техники передвижения. Каждое движение имеет свой, присущий только ему
ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяло выполнять движение с
большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придавал эмоциональную окраску движениям,
обуславливал чередование физического
напряжения и отдыха.
Для
развития ритмичной ходьбы на лыжах иногда применяли бубен. Это помогало детям
согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.
На
основе проведенного обследования были
получены результаты.
Умения
подниматься на горку лесенкой выполнили уверенно – 6 детей, с помощью взрослого
2 ребенка;
подниматься
на горку «елочкой» выполнили уверенно 6 детей, с помощью взрослого 2 ребенка;
умения навыка скользящего шага выполнили
уверенно – 7 детей, с помощью взрослого 1 ребенок.
Эти
дети, находясь в средней группе, совершенно не умели ходить на лыжах, за
прошедший период: к концу старшей группы - достигли определённых успехов.
В
завершении лыжного сезона провели повторное обследование детей на гибкость
позвоночника и стопы, на равновесие.
Сравнительный
анализ позволяет сделать вывод, что сохранение равновесия в ходьбе на лыжах -
очень важная задача обучения детей
ходьбе скользящим шагом по
учебной лыжне с закругленными углами
Вывод:
1
начинать освоение разных способов
передвижения лучше с предварительной подготовки детей в помещении (по методике
инструктора по физической культуре О. Солодухиной;
2
Начинать с упражнений на координацию
движения рук и ног.
3
Ввести работу на развитие и укрепление
вестибулярного аппарата;.
4
Развивать умение быстро одевать и снимать
лыжи.
5
Способствовать координации действий рук
и ног в ходьбе по залу с лыжными палками.
6
Включать в занятие в помещении, ходьбу
на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию движений.7
7
Проводить упражнения на улице по
разучиванию скользящего шага: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за
спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу.
Катание на лыжах широко используется во всем мире как
исключительно полезное упражнение для детей самых разных возрастов, начиная с
трех лет. Однако в практике отечественного дошкольного физического воспитания
оно мало используется, несмотря на долгую российскую зиму. В век увлечённости
взрослых и детей компьютерами, очевидна необходимость поиска новых, более
эффективных средств и методов для улучшения здоровья детей дошкольного
возраста.
Одним из таких средств является
физическая активность детей в виде катания на лыжах. Методика обучения ходьбы
на лыжах предусматривает применение хорошо разработанной системы спортивной
подготовки, основанной на принципах доступности применяемых физических
упражнений для людей разного возраста, системности и непрерывности процесса
воздействий на организм ребенка.
В проведенном нами исследовании
была применена диагностика детей по развитию равновесия и гибкости детей
старшей группы.
Затем провели серию занятий на
прогулке. В результате дети освоили
разные виды ходьбы (скользящий шаг, выполнять повороты переступанием в
движении, подниматься на горку лесенкой, елочкой, спускаться с горки) на лыжах
в естественных условиях.
За этот период:
·
проведена
работа с родителями детей, посещающих группу, и пересмотрен подбор одежды детей
для катания на лыжах;
·
создана
лыжная база в ДОУ;
·
осуществлена
система подготовки к катанию на лыжах в помещении;
·
проведено
на прогулке обучение дошкольников, по освоению навыков катания на лыжах.
На основании полученных
результатов обследования строилось обследование развития физических качеств и
двигательных навыков детей в контрольном эксперименте.
В результате:
·
87%
детей освоил скользящий шаг;
·
78%
детей освоил поднятие на горку «ёлочкой»;
·
80%
детей освоил поднятие на горку «лесенкой».
У детей экспериментальной
группы повысился уровень развития равновесия, гибкости стопы и позвоночника.
Таким
образом, наш небольшой опыт показал, что
¾ работу
по обучению детей ходьбе на лыжах на занятиях в помещении необходимо начинать с
упражнений на координацию движения рук и ног.
¾ Вести
работу на развитие и укрепление вестибулярного аппарата детей; умение быстро одевать и
снимать лыжи; координировать действия рук и ног в ходьбе по залу с лыжными
палками; ходить на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию
движений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий