Гелик Инна Ивановна,
старший
методист высшей квалификационной категории филиала ГБОУ СОШ
«ОЦ»
п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной
работы»
Цель: показать
необходимость обновления содержания программного обеспечения в связи с повышением требований к
качеству образовательных услуг в условиях
взаимодействия общего и дополнительного образования.
Актуальность:
В нашем
районе взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования по осуществлению внеурочной деятельности представлено по типу
интегративной модели (модель дополнительного образования). Модель
предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной
деятельности и дополнительного образования детей. Дополнительное образование
является сферой инновационной, где есть подвижность в вариативности программ,
простор для инициативы, творчества, поиска, построения содержания, новых форм и
методов, технологий.
Основные положения:
Мы
работаем не по типовым (примерным) образовательным программам, а по
модифицированным, экспериментальным и авторским. Чтобы встроиться в новую
систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, педагогическому коллективу Центра
внешкольной работы пришлось многое
переосмыслить. Изменились требования к образовательным программам
дополнительного образования детей, приходится
пересматривать содержание
программ и разрабатывать программы
нового поколения, которые отвечают
современным требованиям.
Обновление содержания образовательных программ – один из вопросов в
развитии дополнительного образования детей. Отсутствие в сфере дополнительного
образования механизмов оценки качества содержания образовательных услуг,
аналогичных действующим в общем образовании с одной стороны обеспечивает гибкость
и вариативность, но, с другой стороны, одновременно создает риски
предоставления услуг низкого качества. Таким образом, краеугольным камнем
становится понятие «качество» услуг дополнительного образования детей. В каком
случае дополнительное образование будет предоставляться качественно? Решение
этого вопроса мы видим в активном внедрении принципов индивидуализации в
дополнительном образовании детей. Качественная образовательная услуга будет
составлять процессы разработки индивидуальной образовательной программы и
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Т. М. Ковалева,
трактуя понятия «качество образования» и «современные результаты образования»,
обращает внимание, что под ними понимается совокупность тех образовательных
результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию
подростка в окружающем его мире. Основными характеристиками качества
образования являются: успешность, мобильность и социализация учащегося [1]. Суть
процесса обновления программ дополнительного образования детей состоит в
перестройке целей, задач, инструментов, методов и технологий образовательного
процесса, переход на «субъект - субъектные» отношения между педагогами и
обучающимися, на индивидуальное и целенаправленное развитие каждой личности. И,
в первую очередь, обновление содержания программ должно исходить от понимания процесса
индивидуализации самим педагогом дополнительного образования детей.
Дополнительное
образование детей, как правило, носит практико - ориентированный характер, и
некоторые инструменты и средства
индивидуализации используются в
отдельных авторских программах. Однако научно-теоретической и методической
основы для реализации принципов индивидуализации не создано.
В
частности, отсутствуют научные исследования по формированию и обновлению
содержания программ дополнительного образования детей на основе применения
индивидуальных образовательных программ. На первый план выходит противоречие
между необходимостью внедрения принципа индивидуализации для обновления
содержания программ дополнительного образования детей и отсутствием понимания
теоретико-методологических основ педагогами дополнительного образования.
Для
выполнения работ по обновлению конкретных образовательных программ, мы считаем,
должны создаваться творческие исследовательские группы, как из специалистов
конкретного учреждения дополнительного образования, так и из привлеченных
научных руководителей, так как эта деятельность является по своей сущности
научно-исследовательским процессом, а работы – научно-исследовательскими
работами. Предлагаются следующие основные этапы работ по обновлению действующих
программ дополнительного образования
1-й этап.
Выявление проблематики. Качественные изменения в работе педагога
дополнительного образования невозможны
без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных
программ, освоения логики педагогического проектирования [2]; 2-й этап. Анализ наличия элементов
индивидуализации в содержании учебных тем в каждом разделе программы;
3-й этап.
Формирование элементов индивидуализации в содержании учебных тем; 4-й этап Формирование раздела
«Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся»; 5-й этап. Оформление и утверждение
программы.
Таким образом, обновляя содержание программы, педагог
дополнительного образования - выражает свою профессиональную зрелость, владение
проектно-технологической компетенцией и показывает свою готовность к созданию психолого-педагогических
условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких
программ.
Выводы: при взаимодействии общего и дополнительного образования в рамках
реализации ФГОС, обновление программного
обеспечения необходимо в связи с современными требованиями к образованию. Образование (и основное и
дополнительное) становиться не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но
и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития
человека – индивидуализации – поиска человеком и обретения «самого себя»
Литература
1.
Золотарева А.В. Проблемы и
перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации
ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
2.
Ковалева, Т. М. Современная педагогическая наука: проблема
субъективности
/ Т. М. Ковалева // Сборник научных трудов между-
народной
научно-практической конференции 22 октября 2012 года:
в 2-х
ч. Ч. 1. – М.: ФГНУ Институт теории и истории педагогики
РАО
«Образование и педагогическая наука в модернизации россий-
ского
общества», 2012. – С. 71–76.
3.
Шелехова, И. Н. К вопросу о проектировании образователь-
ных
программ дополнительного образования детей / И. Н. Шелехо-
ва //
Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 695–697.
Комментариев нет:
Отправить комментарий