четверг, 23 апреля 2015 г.

Вопросы обновления содержания программного обеспечения в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования детей

Гелик Инна Ивановна, 
старший методист  высшей  квалификационной категории филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» 
п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»

Цель: показать необходимость обновления содержания программного обеспечения  в связи с повышением требований к качеству  образовательных услуг  в условиях  взаимодействия общего и дополнительного образования.

Актуальность:
В нашем районе взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по осуществлению внеурочной деятельности представлено  по типу  интегративной модели (модель дополнительного образования). Модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Дополнительное образование является сферой инновационной, где есть подвижность в вариативности программ, простор для инициативы, творчества, поиска, построения содержания, новых форм и методов, технологий.

Основные положения:
Мы работаем не по типовым (примерным) образовательным программам, а по модифицированным, экспериментальным и авторским. Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта,   педагогическому коллективу Центра внешкольной работы  пришлось многое переосмыслить. Изменились требования к образовательным программам дополнительного образования детей, приходится  пересматривать  содержание программ и разрабатывать  программы нового поколения, которые отвечают  современным требованиям.  Обновление содержания образовательных программ – один из вопросов в развитии дополнительного образования детей. Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов оценки качества содержания образовательных услуг, аналогичных действующим в общем образовании с одной стороны обеспечивает гибкость и вариативность, но, с другой стороны, одновременно создает риски предоставления услуг низкого качества. Таким образом, краеугольным камнем становится понятие «качество» услуг дополнительного образования детей. В каком случае дополнительное образование будет предоставляться качественно? Решение этого вопроса мы видим в активном внедрении принципов индивидуализации в дополнительном образовании детей. Качественная образовательная услуга будет составлять процессы разработки индивидуальной образовательной программы и психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Т. М. Ковалева, трактуя понятия «качество образования» и «современные результаты образования», обращает внимание, что под ними понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию подростка в окружающем его мире. Основными характеристиками качества образования являются: успешность, мобильность и социализация учащегося [1]. Суть процесса обновления программ дополнительного образования детей состоит в перестройке целей, задач, инструментов, методов и технологий образовательного процесса, переход на «субъект - субъектные» отношения между педагогами и обучающимися, на индивидуальное и целенаправленное развитие каждой личности. И, в первую очередь, обновление содержания программ должно исходить от понимания процесса индивидуализации самим педагогом дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей, как правило, носит практико - ориентированный характер, и некоторые инструменты и средства  индивидуализации используются  в отдельных авторских программах. Однако научно-теоретической и методической основы для реализации принципов индивидуализации не создано.
В частности, отсутствуют научные исследования по формированию и обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе применения индивидуальных образовательных программ. На первый план выходит противоречие между необходимостью внедрения принципа индивидуализации для обновления содержания программ дополнительного образования детей и отсутствием понимания теоретико-методологических основ педагогами дополнительного образования.
Для выполнения работ по обновлению конкретных образовательных программ, мы считаем, должны создаваться творческие исследовательские группы, как из специалистов конкретного учреждения дополнительного образования, так и из привлеченных научных руководителей, так как эта деятельность является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы – научно-исследовательскими работами. Предлагаются следующие основные этапы работ по обновлению действующих программ дополнительного образования
1-й этап. Выявление проблематики. Качественные изменения в работе педагога дополнительного образования  невозможны без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных программ, освоения логики педагогического проектирования [2]; 2-й этап. Анализ наличия элементов индивидуализации в содержании учебных тем в каждом разделе программы;
3-й этап. Формирование элементов индивидуализации в содержании учебных тем; 4-й этап Формирование раздела «Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся»; 5-й этап. Оформление и утверждение программы.
Таким образом, обновляя содержание программы, педагог дополнительного образования - выражает свою профессиональную зрелость, владение проектно-технологической компетенцией и показывает свою готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ.

Выводы: при взаимодействии   общего и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС,  обновление программного обеспечения необходимо в связи с современными требованиями  к образованию. Образование (и основное и дополнительное) становиться не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека – индивидуализации – поиска человеком и обретения «самого себя»

Литература
1. Золотарева А.В.      Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
2. Ковалева, Т. М. Современная педагогическая наука: проблема
субъективности / Т. М. Ковалева // Сборник научных трудов между-
народной научно-практической конференции 22 октября 2012 года:
в 2-х ч. Ч. 1. – М.: ФГНУ Институт теории и истории педагогики
РАО «Образование и педагогическая наука в модернизации россий-
ского общества», 2012. – С. 71–76.
3. Шелехова, И. Н. К вопросу о проектировании образователь-
ных программ дополнительного образования детей / И. Н. Шелехо-

ва // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 695–697.

Комментариев нет:

Отправить комментарий