среда, 22 апреля 2015 г.

Роль игры как средства развития мотивации познавательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО

Фомкина Тамара Николаевна,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка,
Учитель математики


Актуальность и значимость темы. Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка. Вообще, 5-6 классы – “критический возраст” в математическом развитии.    Требуются сейчас иные, не традиционные подходы к формированию знаний, выработке умения усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. От того как учителю удается пробудить потребность в познании и вызвать интерес учащихся к предмету, во многом зависят результаты обучения и воспитания.
    Среди различных путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация их игровой деятельности на уроке.

    Цель выступления: обоснование использования дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.
    Задачи: Показать роль игры как средства развития мотивации познавательной деятельности.

      Краткое содержание работы.
Автор обосновывает использование дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности пяти и шестиклассников и предлагает формы организации деятельности учащихся с применением дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский

 1. Игровая деятельность как средство обучения
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация фигур, таблиц, схем, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать.
По форме деятельности игры можно разделить  на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам на  игры, изучающие  новый материал, формирующие умения и навыки,  игры обобщающего характера, повторения и контроля знаний
По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.
По форме проведения: игры – аукционы, защиты, путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования и т.д. В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым  и компьютерным играм в обучении.

Требования к организации игр
1. Игра должна быть рассчитана на один урок.
2. Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
3. Игра не должна морально устаревать.
4. Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.
5. Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
6. Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

           Алгоритм подготовки к проведению дидактической игры:
·  Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
·  Соответствие отобранной игры программным требованиям обучения.
·  Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
·  Определение количества участников игры (весь класс, небольшие подгруппы, индивидуально).
·  Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.
·  Подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой.
·  Подготовка к игре учащихся.
 
           Факторы необходимые при подборе занятия,  игры:
1.    Сколько будет участников?
2.    Какими умениями и навыками обладают они?
3.    Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной  работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.)
4.    Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить?
5.    Как отметить победителей в игре?

            Структура  игры:
1.    Предварительная подготовка: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
2.    Сама игра.
3.    Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

2.  Из опыта работы.

3. Вывод: Урок – это живой творческий процесс. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому способствует дидактическая игра на уроке математики, обладающая образовательной, развивающей и воспитательной функциями. На таких уроках вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий