Иванова Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя
Подстёпновка м. р. Волжский
"… Не может сын
глядеть спокойно
на горе матери родной,
Не будет гражданин
достойный
к Отчизне холоден душой…"
А.Н.Некрасов.
Школа – это не просто учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок
ходит учиться, это место, где он проживает значительную часть своей жизни,
изучает средства познания мира, приобретает различный опыт. В связи с
происходящими изменениями, все образовательные учреждения России перешли на
новые ФГОС. Перед школой поставлена
задача - создать современную образовательную
среду, или условия для формирования успешной, интеллектуально развитой,
творческой личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях.
Актуальность
работы продиктована тем, что современный период в российской истории
и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90‑е гг. прошлого столетия
в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления,
неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления
оказали отрицательное влияние на уровень мировоззренческой, политической,
правовой и духовной культуры молодежи. В молодежной среде наблюдается
распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности,
неуважительного отношения к истории нашей страны.
У обучающихся произошло смещение базовых ценностных ориентиров,
что заставляет совершенствовать систему
педагогической работы по истории и выдвигает на первый план следующие задачи:
А).Воспитание
молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного исторического
опыта и традиций. Б).Обеспечение исторической преемственности поколений. В).Сохранение,
распространение и развитие национальной культуры. Г).Формирование основ
гражданской самоидентификации личности и усвоение основных национальных
ценностей современного российского общества.
Исходя из актуальности темы, выявляем противоречия: А). С одной
стороны, глобальность задач перед образованием - воспитание личности,
разделяющей гражданские, демократические и национальные ценности, социализация
молодежи, а с другой стороны, невозможность их реализации в полной мере
из-за недостаточного количества часов, отведенных на изучение истории - 2 часа
в неделю (условия). Б).В новых ФГОС поставлена цель формирования у
обучающихся чувства патриотизма и любви
к Родине, ответственности за свою страну и общество, начиная со своей малой
родины, но в школе отсутствует системное
краеведческое образование, УМК по краеведению, которое бы
способствовало воспитанию российской гражданской идентичности (содержание).
В). Программы по истории ориентируют на приобретение обучающимися социального
опыта активного освоения исторического и культурного наследия России через
знание культуры и истории своего народа и родного края. А фактически, многие
учащиеся не знают истории Самарского края и своего поселка, не интересуются
происхождением своей фамилии и историей семьи (результаты).
Проблема исходит из
обозначенных противоречий: в условиях новых ФГОС и существующей образовательной
программы по истории возникает
необходимость уделять большее и системное внимание работе с краеведческим
материалом на уроках и во внеурочной деятельности по истории, который
послужит средством формирования
основ гражданской, национальной, культурной самоидентификации и
патриотизма обучающихся.
Цель - начать создавать систему
работы учителя по применению краеведческого материала в учебно-воспитательном
педагогическом процессе патриотической направленности.
Задачи:А).Изучить материалы
государственных документов в контексте патриотического воспитания («Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
«Национальная доктрина образования Российской Федерации». «Программа развития
образования Самарской области на 2011-2015 г.». «Наша новая школа»). Б).Начать
разработку системы внедрения краеведческих материалов в уроки истории и
внеурочную деятельность. В).Начать апробировать систему в работе. Г).Конкретизировать задачи работы учителя в данном направлении.
Ожидаемые результаты.
Применение на практике разрабатываемой
системы работы с использованием краеведения позволит:
• сформировать
у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию;
• повысить
количество и качество социально-личностных достижений :
участие в социально-значимых
проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической
направленности;
• активизировать
деятельность кружка «Юный краевед» и увеличить количество проектных
исследовательских работ, содержащих
местный краеведческий материал;
• активизировать
деятельность учеников, родителей и общественности в пополнении школьного
краеведческого музея новыми ценными историческими и культурными материалами.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание
педагогического процесса по цепочке: представления
– знания – умения – деятельность.
На уроках истории при прохождении курса отечественной истории следует проводить
проекцию на развитие России и города, как составляющую часть нашей Родины и изучать
вклад каждого жителя и города в целом в судьбу нашего Отечества. В этом помогут
технологические приемы организации деятельности учащихся.
- Применение краеведческого
материала в ходе изучения нового материала в изложении учителя, в сообщении или
докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе
с книгой, документом, картой, музейным экспонатом.
- Составление домашних заданий
опережающего характера, по содержанию тесно связанных с общеисторическими
событиями и раскрывающих специфические особенности развития родного края.
- Создание самостоятельных
творческих, проектных, исследовательских работ и выступление с ними на уроках,
конференциях, конкурсах.
- Исторические экскурсии в
школьный краеведческий уголок памяти, историко-краеведческий музей Волжского
района в с. Дубовый Умет, областной музей им. Алабина.
- Деятельность учащихся в
кружке «Юный краевед».
-
Встречи с замечательными людьми, уроженцами родных мест; знакомство с
родителями учащихся, их профессиями и историей семьи в истории земли Волжской.
- Использование интернет
–источников для поиска информации и он-лайн экскурсий по музейным экспозициям.
- Большие результаты дают
уроки-лаборатории (исследовать экспонат музея), урок-экспертиза (изучение
исторического документа), урок – творческий отчет (защита рефератов),
урок-открытых мыслей, урок-фантастического проекта (жизнь в какой-то
определенный исторический период).
Выводы.
В настоящее время исследователи обращают особое внимание на новые условия
обучения, которые получили название «Среда обучения для 21 века», как: «место,
где учащиеся могут работать вместе и поддерживать друг друга, поскольку они
используют различные инструменты и информационные ресурсы, руководствуясь
целями обучения и решением задач деятельности»(В. Уилсон). Системная и
осознанная работа с краеведческим материалом на уроках истории и факультативах
способна: сформировать основы гражданской,
национальной, культурной самоидентификации и патриотические чувства у
современной молодежи; расширить знания об истории родного поселка, города,
следовательно, любви и уважения к малой родине, стране; научить работать с
информацией; приобрести опыт публичных выступлений, самореализации учащихся;
активизировать участие в работе по охране памятников культуры и архитектуры, поддерживать
интерес к исторической и военной тематике, т.е. система способствует реализации
всех планируемых результатов и может
создать качественную образовательную среду 21 века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий