четверг, 23 апреля 2015 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА

Макаров Алексей Сергеевич
                            ГАОУ СПО Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж

к.п.н., доцент, зам. директора по организации образовательной деятельности 

В настоящее время в связи с проведением ряда крупных спортивных соревнований в России сохраняется устойчивая тенденция на развитие сферы сервиса, представленная организациями различных организационно-правовых форм. 
Одной из задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ.
Вместе с тем в большинстве случаев основными образовательными результатами реализации программ СПО остаются знания и умения, общекультурные и профессиональные компетенции сводятся к перечню результатов-знаний, результатов-умений и результатов-опыта.

Программа подготовки специалистов среднего звена в ГАОУ СПО НГГТК рассчитана на получение студентами углубленных профессиональных знаний в области современных технологий сервисной деятельности, организации обслуживания.
В результате изучения основных профессиональных вопросов в соответствии с ФГОС студенты должны быть готовы решать разные задачи сервисной деятельности.
Специфика профессиональных компетенций как результата образования предполагает для целей внешнего оценивания такую формулировку, из которой однозначно бы следовало: какую деятельность, с каким объектом (классом объектов), в каких условиях, с каким результатом / продуктом, с каким качеством будет выполнять обучаемый, демонстрируя достижение этого результата.
Если преследуется иная цель – выстроить образовательный процесс, адекватный получению запланированных результатов и осуществить промежуточное оценивание, профессиональные компетенции могут быть декомпозированы в иной логике. В этом случае выделяются отдельные элементы системы, которую представляет собой образовательный результат типа профессиональных компетенций:
-               знания (о способе деятельности, об объектах воздействия, об условиях протекания деятельности и специфике применяемых средств и алгоритмов);
-               умения (т.е. знания о способах деятельности, доведенные до уровня применения, конкретизированные до отдельных операций в составе деятельности.
Планируемый образовательный результат в случае  промежуточного оценивания представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, какие мыслительные операции проводит с ней обучающийся (например, воспроизводит, демонстрирует понимание, применяет, анализирует, обобщает, дает оценку), демонстрируя уровень освоения данного содержания. На уровне применения возможно указание на то, что обучаемый демонстрирует не только мыслительную, но и предметную деятельность, в том числе с определенными параметрами скорости / частоты выполнения операций, свидетельствующими об автоматизме.
Кроме того, в качестве промежуточного результата необходимо уделить внимание системообразующему результату в составе профессиональной компетенции – опыту деятельности. Опыт деятельности как планируемый образовательный результат может иметь самостоятельную ценность в ряду промежуточных результатов обучения. Он описывается таким образом, чтобы было понятно: какую деятельность, в каких условиях, с какими объектами (группами объектов) будет осуществлять обучаемый.
   Здесь обозначается не учебная деятельность, предназначенная для формирования / отработки умений, навыков, а законченная деятельность, позволяющая в реальных (или максимально приближенных к реальным модельных) условиях получить опыт интеграции знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной деятельности, т.е. для формирования профессиональной компетенции.
   Общий перечень компетентностных результатов обучения работников сервисных организаций может быть представлен следующими: проектирует сервисную деятельность на основе результатов изучения особенностей клиентов, разрабатывает программу консультирования потребителя в процессе сервисного взаимодействия, разрабатывает техническое задание на проектирование технологических процессов сервиса и др.
Помимо сервисных результатов для будущего специалиста в сфере услуг важны управленческие и экономические результаты: разработка программы маркетингового исследования в организации сферы услуг, разработка инновационного проекта в управлении предприятием сферы услуг, разработка системы менеджмента качества в организации на основе требований международных стандартов, разработка управленческих решений на основе анализа финансовой отчетности предприятия, разработка бизнес-плана создания предприятия сферы услуг и т.д.           
После определения компетентностных результатов необходимо сформулировать критерии оценки сформированности результатов. Так как результаты предполагают законченную деятельность специалиста в реальных результатах, то обучение предполагает разбор кейсов, а итоговое задание – кейс спроектированный самим обучаемым.
В формировании приведённых компетентностных результатов имеется следующая преемственность: результаты-знания формируются в рамках учебных дисциплин, результаты-умения в процессе освоения междисциплинарных курсов, результаты-опыт деятельности в ходе прохождения производственной практики.
Требования к отчётам по производственной и преддипломной практике также позволяют проверять сформированность компетенций. В процессе производственной практики он оценивает технологические процессы сервиса, участвует в экспертизе объектов сервиса, анализирует организационно-управленческую деятельность предприятия сферы услуг. На преддипломной практике студент самостоятельно разрабатывает технологический алгоритм, позволяющий усовершенствовать процесс обслуживания или менеджмент организации.
Практико-ориентированными базами для обучения студентов являются предприятие общественного питания, гостиничные и туристические комплексы, парикмахерские салоны, кредитные организации, где студенты овладевают современными навыками информационного обслуживания.
В результате освоения образовательной программы проводится государственная итоговая аттестация, где выпускник демонстрирует через компетентностно ориентированные задания технологии предоставления и оказания услуг, умения анализировать и оценивать основные технологические процессы по оказанию сервисных услуг.
Защита выпускной квалификационной работы демонстрирует способность будущего специалиста совершенствовать и развивать предложение услуг, проектировать обслуживание в организациях сервиса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий