Макаров Алексей Сергеевич
ГАОУ СПО
Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж
к.п.н.,
доцент, зам. директора по организации образовательной деятельности
В настоящее время в связи с проведением
ряда крупных спортивных соревнований в России сохраняется устойчивая тенденция
на развитие сферы сервиса, представленная организациями различных
организационно-правовых форм.
Одной из задач «Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» является
обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:
обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и
практических умений; развитие вариативности образовательных программ.
Вместе с тем в большинстве случаев
основными образовательными результатами реализации программ СПО остаются знания
и умения, общекультурные и профессиональные компетенции сводятся к перечню
результатов-знаний, результатов-умений и результатов-опыта.
Программа подготовки специалистов
среднего звена в ГАОУ СПО НГГТК рассчитана на получение студентами углубленных
профессиональных знаний в области современных технологий сервисной деятельности,
организации обслуживания.
В результате изучения основных
профессиональных вопросов в соответствии с ФГОС студенты должны быть готовы
решать разные задачи сервисной деятельности.
Специфика
профессиональных компетенций как результата образования предполагает для целей
внешнего оценивания такую формулировку, из которой однозначно бы следовало: какую
деятельность, с каким объектом (классом объектов), в каких условиях, с каким
результатом / продуктом, с каким качеством будет выполнять обучаемый,
демонстрируя достижение этого результата.
Если
преследуется иная цель – выстроить образовательный процесс, адекватный получению
запланированных результатов и осуществить промежуточное оценивание,
профессиональные компетенции могут быть декомпозированы в иной логике. В этом
случае выделяются отдельные элементы системы, которую представляет собой
образовательный результат типа профессиональных компетенций:
-
знания
(о способе деятельности, об объектах воздействия, об условиях протекания деятельности
и специфике применяемых средств и алгоритмов);
-
умения
(т.е. знания о способах деятельности, доведенные до уровня применения,
конкретизированные до отдельных операций в составе деятельности.
Планируемый
образовательный результат в случае
промежуточного оценивания представляет собой единство предметного знания
и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и
того, какие мыслительные операции проводит с ней обучающийся (например,
воспроизводит, демонстрирует понимание, применяет, анализирует, обобщает, дает
оценку), демонстрируя уровень освоения данного содержания. На уровне применения
возможно указание на то, что обучаемый демонстрирует не только мыслительную, но
и предметную деятельность, в том числе с определенными параметрами скорости /
частоты выполнения операций, свидетельствующими об автоматизме.
Кроме
того, в качестве промежуточного результата необходимо уделить внимание
системообразующему результату в составе профессиональной компетенции – опыту
деятельности. Опыт деятельности как планируемый образовательный результат может
иметь самостоятельную ценность в ряду промежуточных результатов обучения. Он
описывается таким образом, чтобы было понятно: какую деятельность, в каких
условиях, с какими объектами (группами объектов) будет осуществлять обучаемый.
Здесь обозначается не учебная деятельность,
предназначенная для формирования / отработки умений, навыков, а законченная
деятельность, позволяющая в реальных (или максимально приближенных к реальным
модельных) условиях получить опыт интеграции знаний, умений и навыков,
необходимых для осуществления данной деятельности, т.е. для формирования
профессиональной компетенции.
Общий перечень компетентностных результатов
обучения работников сервисных организаций может быть представлен следующими: проектирует сервисную деятельность на основе результатов
изучения особенностей клиентов, разрабатывает программу консультирования
потребителя в процессе сервисного взаимодействия, разрабатывает техническое
задание на проектирование технологических процессов сервиса и др.
Помимо сервисных
результатов для будущего специалиста в сфере услуг важны управленческие и
экономические результаты: разработка
программы маркетингового исследования в организации сферы услуг, разработка
инновационного проекта в управлении предприятием сферы услуг, разработка
системы менеджмента качества в организации на основе требований международных
стандартов, разработка управленческих решений на основе анализа финансовой
отчетности предприятия, разработка бизнес-плана создания предприятия сферы услуг
и т.д.
После
определения компетентностных результатов необходимо сформулировать критерии
оценки сформированности результатов. Так как результаты предполагают
законченную деятельность специалиста в реальных результатах, то обучение
предполагает разбор кейсов, а итоговое задание – кейс спроектированный самим
обучаемым.
В формировании приведённых
компетентностных результатов имеется следующая преемственность:
результаты-знания формируются в рамках учебных дисциплин, результаты-умения в
процессе освоения междисциплинарных курсов, результаты-опыт деятельности в ходе
прохождения производственной практики.
Требования к отчётам по производственной
и преддипломной практике также позволяют проверять сформированность
компетенций. В процессе производственной практики он оценивает технологические
процессы сервиса, участвует в экспертизе объектов сервиса, анализирует
организационно-управленческую деятельность предприятия сферы услуг. На
преддипломной практике студент самостоятельно разрабатывает технологический
алгоритм, позволяющий усовершенствовать процесс обслуживания или менеджмент
организации.
Практико-ориентированными базами для
обучения студентов являются предприятие общественного питания, гостиничные и
туристические комплексы, парикмахерские салоны, кредитные организации, где
студенты овладевают современными навыками информационного обслуживания.
В результате освоения образовательной
программы проводится государственная итоговая аттестация, где выпускник
демонстрирует через компетентностно ориентированные задания технологии
предоставления и оказания услуг, умения анализировать и оценивать основные
технологические процессы по оказанию сервисных услуг.
Защита выпускной квалификационной работы
демонстрирует способность будущего специалиста совершенствовать и развивать
предложение услуг, проектировать обслуживание в организациях сервиса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий