Каркарина
Светлана Федоровна,
ГБОУ ООШ
пос. Верхняя Подстепновка,
Учитель
русского языка и литературы
Актуальность
и значимость темы.
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие
требования – это высокое качество образования, коммуникабельность,
целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в
большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к
будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня
меняют свои приоритеты.
Очевидно,
что современному учителю необходимо искать новые подходы к
организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно,
каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД.
Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам
наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для
них зону ближайшего развития.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные
учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС.
Виды УУД:
1. личностные;
2. регулятивные;
3. познавательные;
4. коммуникативные.
Цель: создание условий для активизации учебной
деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание
оптимальных условий для получения высокого качества
обучения.
Задачи: сформировать у учащихся основные
виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные) в процессе изучения
русского языка и литературы, повысить
познавательные способности к самовыражению и самореализации,
повысить интерес к способу действий.
Какими
могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы
на уроках и во внеурочное время?
«Точка
удивления» (как писал В.С. Библер) или проблемная ситуация для меня являются
отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов
учебной деятельности школьников. На уроках применяю технологию проблемного
обучения.
Практикую, начиная с 5-го класса, работу в творческих
группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского
характера. Такая работа направлена на формирование УУД.
Считаю, что для успешного читательского развития
непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов.
Развивает умение воспринимать информацию, способность
к рефлексии приём «Знаю – хочу узнать –
узнал – научился».
Для формирования
коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на
осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
Нестандартные уроки, необычные задания, применение
игровых технологий способствуют формированию регулятивных, познавательных
и коммуникативных УУД.
К числу универсальных учебных действий относится
работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,
таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в
другой.
Также аналогичные методы и приёмы используются
мной и во внеклассной деятельности: участие в проведении предметной
недели, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие
в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Выводы.
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к
формированию самостоятельности, успешному владению
умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения
учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу;
учебные действия и операции. Преподаватель теперь не урокодатель,
а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской
познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу.
Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное
владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование
средств обучения и развития ведет к положительным
итогам. Предполагаемые результаты: если на уроках русского
языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД, то
у учащихся отмечается:
- высокий
уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение
интереса к русскому языку и литературе;
- прочное
и неформальное усвоение знаний;
- повышение
результативности обучения;
- умение
создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- умение анализировать,
интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация
творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих
конкурсах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий