среда, 22 апреля 2015 г.

Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время

Каркарина Светлана Федоровна,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка,
Учитель русского языка и литературы

Актуальность и значимость темы.
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.               
Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.   

       В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС.
Виды УУД:
1.      личностные;
2.      регулятивные;
3.      познавательные;
4.      коммуникативные.

Цель:   создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.      
Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные) в процессе изучения русского языка и литературы, повысить познавательные  способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.
 Какими  могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время? 
  «Точка удивления» (как писал В.С. Библер) или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. На уроках применяю технологию проблемного обучения.
Практикую, начиная с 5-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД.
Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии  приём «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».
      Для формирования  коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствуют формированию  регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
 Также аналогичные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: участие в проведении предметной недели, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Выводы.
 Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.  Предполагаемые результаты: если на уроках русского языка созданы  условия для успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • прочное и неформальное усвоение знаний;
  • повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий