Астапова Мария Михайловна,
учитель английского языка,
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
1. Актуальность и значимость темы. Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного
человека определяют ориентированность на знания и использование новых
технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование
своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное
социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Изменяющиеся требования к
современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество
нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать
решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного
характера.
Формирование метапредметных результатов -
одно из основных требований, установленных Федеральным государственным
образовательным стандартом.
Метапредметные
результаты –
освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
2.
Цель, задачи. Учитель сегодня должен
стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных
на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися
собственных продуктов в освоении знаний.
В связи с этим целью
педагогической деятельности является:
Ø
Совершенствование образовательного процесса
посредством реализации принципа метапредметности.
Для обеспечения достижения цели необходимо
решить несколько взаимосвязанных задач:
ü осуществить отбор эффективных с точки зрения
интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации
метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
ü разработать и апробировать задания
метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
ü создать методический инструментарий
психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.
3. Гипотеза.
В настоящее время формирование УУД или метаумений становится
центральной задачей любого обучения.
4. Краткое
содержание работы.
В связи с этим учебные дисциплины
рассматриваются уже не просто как предметы, а как метапредметы.
Метапредметы
– это учебные предметы нового типа, универсальные предметы.
Метапредметы
соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное,
идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия.
Несмотря на разные предметы, ученик проделывает одно и то же – производит
формирование определённого блока способностей.
Метапредмет
существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой
стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.
На
сегодняшний день разработаны такие метапредметы, как «Знание»,
«Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы «Смысл», «Ситуация» находятся в
разработке.
Метапредметные
результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
- содержание обучения
(межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
- использование
мультимедиаприложений;
- наличие текстов разных
жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
- сопоставление явлений родного и
изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
- анализ английского языка на
основе моделей-опор;
- знакомство с явлениями
окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
- интеграции полученных на
уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и
других видов деятельности на английском языке.
Мы
учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и
тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной
информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут
использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Мы
учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же
целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех
при любом аудитивном действии.
Навыки
анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении
заданий различной сложности также во многом способствуют формированию
метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей
рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических
заданиях.
Вот
несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков
английского они могут быть связаны:
1. «Знание и незнание» (на
уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2. «Рисунок и схема» («Секреты
английских гласных»);
3. «Мифы и парадоксы»
(«Путешествия», «Праздники»);
4. «Позиция и роль»
(«Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»);
5. «Общество и среда»
(«Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
Например, на уроке английского языка
по теме «Город и деревня», метатема «Знание», можно рассмотреть понятия
«город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка,
географа, социолога, эколога, политика.
Выводы. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном
характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными
основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной
литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство
обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной,
естественно – научной, технологической).
Таким
образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные метапредметные
навыки, которые обучающиеся могут применить и на других уроках, таких как русский
язык, литература, история, обществознание, география, информатика и т. д.
Результатами
метапредметного обучения является:
- развитие мышления учащихся;
- возможность широкого применения
учащимися научного метода познания;
- комплексный подход к учебным предметам;
- повышение качества знаний
учащихся;
Комментариев нет:
Отправить комментарий