воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Метапредметность как условие достижения высокого качества образования

Астапова Мария Михайловна, 
учитель английского языка,
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска

1. Актуальность и значимость темы. Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.  
Формирование метапредметных  результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.         
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися  обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

2. Цель, задачи. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В связи с этим целью  педагогической деятельности является:
Ø  Совершенствование образовательного процесса посредством реализации принципа  метапредметности.
 Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
ü  осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
ü  разработать  и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
ü  создать методический инструментарий  психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.
3. Гипотеза. В настоящее время формирование УУД или метаумений становится центральной задачей любого обучения.
      4.  Краткое содержание работы.
В связи с этим учебные дисциплины рассматриваются уже не просто как предметы, а как метапредметы.
Метапредметы – это учебные предметы нового типа, универсальные предметы.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное,  идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Несмотря на разные предметы, ученик проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.
На сегодняшний день разработаны такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы «Смысл», «Ситуация» находятся в разработке.
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
  • содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
  • использование мультимедиаприложений;
  •  наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
  • сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
  • анализ английского языка на основе моделей-опор;
  •  знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
  •  интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.
Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.
            Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:
1.     «Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2.     «Рисунок и схема» («Секреты английских гласных»);
3.     «Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.     «Позиция и роль» («Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»);
5.     «Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
Например, на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание», можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.
Выводы. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической).
Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные метапредметные навыки, которые обучающиеся могут применить и на других уроках, таких как русский язык, литература, история, обществознание, география, информатика и т. д.
Результатами метапредметного обучения является:
  1. развитие мышления учащихся;
  2. возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
  3. комплексный подход к учебным предметам;
  4. повышение качества знаний учащихся;
развитие и повышение мотивации к обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий