воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Организация предметной игровой среды в детском саду


Хирсанова Марина Николаевна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»,
воспитатель



Требования к предметно-пространственной среде, сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности.  Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»
Письмо Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования

       «Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Главный критерий – содержательная  насыщенность  среды. Виды  деятельности – как  совместная, так и самостоятельная. К ним  относятся  продуктивная и познавательно -  исследовательская  деятельность.
        В последние время отмечается тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка  детских  садов становятся все более  уютной и  эстетичной. И это очень важно, поскольку  она помогает  комфортному самоощущению детей и  оказывает  влияние на их  эстетическое  воспитание.   При скромном  материально – техническом  оснащений воспитатели  обеспечивают  оформление за счет  собственного  художественного творчества и  помощи родителей. В своей группе стараюсь развивать  предметно – пространственную среду и  обогащать ее. Мы педагоги много создаем своими руками, вносим свою лепту в развивающую  среду.    Среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая меняющаяся, живая система обогащающаяся  новизной, которая воспитывает  детей и  развивает их.
Детям нужно пространство для  свободной  деятельности и  физических действий. Важнее будет, если помещение украшали бы их собственные поделки, рисунки, любимые картинки и предметы. На выставках  детских работ, даже  если они не   слишком удачны, они обладают большой значимостью для детей и делают  помещение родным и привлекательным. Причем  для каждого ребенка очень важно, чтобы  именно его работа не зависимо от его качества, участвовала в такой  выставке. Это   повышает самооценку ребенка. Гибкость и возможность трансформации в  использовании  пространства является одним из главных требований в организации предметной  среды. Многофункциональные  использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади. Трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разнообразной тематики с детьми.
У детей должны быть уголки – уединения, так как они находятся целый день в группе. Дети  младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной  разгрузке. Граница уединения может  быть  даже условной (например: стол закрывается полупрозрачной тканью) и ребенок уже чувствует себя уединенным.
Можно применять предметы и материалы,  которые позволят, изменят структуру и  функции  пространства и делают  среду гибкой и трансформируемой: ширмы, легкие скамейки, шатры, модульная мебель и т.д. Эти простые и  недорогие предметы могли бы существенно расширить функции помещения группы.
      Достаточно редко на участке оборудуются пространство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры. Для  сюжетной игры на улице, прежде  всего, требуется  домики или  укрытия. Домики могут быть также из кустарников, из больших коробок. И, конечно же,  на улице более богатая возможность использования предметов – заместителей (палочки, веточки, камушки  листья могут стать в игре,  чем  угодно). Особой привлекательностью  в любое  время года обладают кусты, поскольку они создают  иллюзию замкнутого помещения и  помогают созданию игрового пространства. Размещение игровых материалов должно обеспечивать ребенку свободный  доступ не  только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их  использования.
     Развивающая игровая среда не должна отождествляться с материально-технической базой. Оборудование и дорогостоящие игрушки не всегда соответствуют его развитию. Использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Весь игровой и дидактический материал должен использоваться и «работать» на детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий