суббота, 18 апреля 2015 г.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста (из опыта работы)



Мирошкина Акилина Анатольевна,
ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение детский сад «Сказка», 
Воспитатель

Актуальность и значимость темы: в идеале детский сад  должен представлять  для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.                  
В связи с этим детский сад рассматривается как целенаправленно специально организованная среда, служащая для ребенка моделью социума.                                               Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;                                                     непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;                                                                  вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;                                                интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;                               открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;                             установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.            Образовательная среда ­­- это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.                                                                             Структура образовательной среды.                                                              Компоненты:
ü   Пространственно-предметный (физическое окружение);
ü   Социальный (человеческий фактор)
ü   Психо-дидактический (программа обучения)                                                             Очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как по­строить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подаёт идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
По-прежнему предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение, требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается ролевая игра.
Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками.
Кукольный уголок обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополнены новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.).
 В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты.
Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Крупногабаритные, по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием и подолгу играют в традиционные «дочки-матери». Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. В шкафу имеется одежда для кукол, пеленку для пеленания кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и разнообразные игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.
Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием (ранее были сю­жетные строительные игры), поэтому им необходимы конструкторы, настольные (мелкий строительный материал) и на­польные (крупный строительный материал) строительные наборы.
 Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов детям полезны материалы для режиссерских и театрализованных игр: плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др.
Для досугов и развлечений имеются различные игрушки; настольный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр.
 Театральный уголок: включает театры: бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, ширму. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных игр.
Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.
Здесь же расположен уголок ряжения. Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая "крылыш­ками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем-то".
К концу 3-го года жизни ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.
 Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трех­летних детей — крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на кубиках и разрез­ные картинки В основе последних заданий заложена идея моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, треугольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассматривать как сенсорные "эталоны".
 В этом возрасте формируются сенсорные способности малыша. Для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие их оттенков.
Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ребят. Как правило, он оформляется красочно, сочетается с разными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых особое место занимают любимые книги.
Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Такое пособие не только удобно, но и служит украшением для уголка ИЗО. Для рисования детям 3-го года жизни можно предложить специальное самостирающее устройство или восковые доски с палочкой для рисования.
Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи; мешочки с песком для упражнений на равновесие и Физкультурный уголок: воротца (для перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр), кольцебросы.
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат.
Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые!
Таким образом, правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий