Мирошкина
Акилина Анатольевна,
ГБОУ
СОШ пос. Просвет структурное подразделение детский сад «Сказка»,
Воспитатель
Актуальность и
значимость темы: в идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает
естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух
важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает
учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает
личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и
общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
ü
Пространственно-предметный (физическое окружение);
ü
Социальный (человеческий фактор)
ü
Психо-дидактический (программа обучения) Очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы
дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в
какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной,
материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс
познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать
позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что
нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего
складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит,
взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подаёт идеи,
демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и
оборудованием.
По-прежнему
предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение, требует
расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими
игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно
зарождается ролевая игра.
Ввиду
того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка
3-го года ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с
куклами и сюжетными игрушками.
Кукольный
уголок обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно
развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня"
дополнены новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и
утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.).
В кукольном уголке все игрушки среднего
размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша
пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и
содержательные сюжеты.
Наборы
детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Крупногабаритные,
по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием
и подолгу играют в традиционные «дочки-матери». Платяной шкаф полон одежды для
кукол и костюмов для переодевания. В шкафу имеется одежда для кукол, пеленку
для пеленания кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и разнообразные
игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный
материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.
Следует
принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься
конструированием (ранее были сюжетные строительные игры), поэтому им
необходимы конструкторы, настольные (мелкий строительный материал) и напольные
(крупный строительный материал) строительные наборы.
Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов
детям полезны материалы для режиссерских и театрализованных игр: плоскостные
фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др.
Для
досугов и развлечений имеются различные игрушки; настольный, плоскостной, куклы
перчаточные бибабо, пальчиковый театр.
Театральный уголок: включает театры: бибабо,
настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, ширму. Все виды театра
используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных игр.
Рядом
с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки,
барабаны, дудочки и т.д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые
мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все это помогает в
развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы –
магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время
игры, а так же звуки природы.
Здесь
же расположен уголок ряжения. Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для
этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение,
знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в
определенных ролях, например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как
мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать,
плавно помахивая "крылышками", как птички, поскакать, как лягушки, и
т. п. побуждают ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть
кем-то".
К
концу 3-го года жизни ребенок способен свободно выполнять задания с
ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина
и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза,
сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или
специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами,
кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы
дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.
Из дидактических игр малышам полезны игры типа
«Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трехлетних детей —
крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на
кубиках и разрезные картинки В основе последних заданий заложена идея
моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами (квадраты,
треугольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассматривать как
сенсорные "эталоны".
В этом возрасте формируются сенсорные способности
малыша. Для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые
цвета, но и разнообразие их оттенков.
Для
малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают
развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют
представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ребят. Как
правило, он оформляется красочно, сочетается с разными видами театра, а
главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых
особое место занимают любимые книги.
Малыши
в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать.
Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Такое
пособие не только удобно, но и служит украшением для уголка ИЗО. Для рисования
детям 3-го года жизни можно предложить специальное самостирающее устройство или
восковые доски с палочкой для рисования.
Особо
следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия,
предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся
разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль,
большие и теннисные мячи; мешочки с песком для упражнений на равновесие и Физкультурный
уголок: воротца (для перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для
подвижных игр), кольцебросы.
Дошкольники
обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные
каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный
аппарат.
Как
бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят
именно взрослые!
Таким
образом, правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти
занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые
мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий