Канапеева Эльмира Рахимовна,
ГБОУ ООШ № 21 структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»,
воспитатель
Актуальность: Ведущим стратегическим направлением развития системы
дошкольного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно –
ориентированное образование. Личностно
ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности
ребенка, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта,
выстраивающее педагогические взаимодействия на основе этого опыта. Важным результатом ориентации
воспитания на личностный подход является восстановление разумного
отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании
того, что личность-основа коллектива, а не наоборот. Поэтому главное
внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных
свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля,
самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.
Задача: Основная и очень ответственная
задача ДОО - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться,
развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает
построение личностно-ориентированного образования в современных учебных
учреждениях.
Цель такого обучения состоит в создании
системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым
ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей,
потребностей и интересов.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное
взаимодействие педагога и ребенка, поэтому организуя педагогическую
деятельность в нашей группе, прежде всего, проявляем уважение к личности каждого
ребенка, доброжелательное внимание к нему:
1. стремимся установить доверительные
отношения, проявляем внимание к их настроению, желаниям, достижениям и
неудачам;
2. поощряем самостоятельность в
выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки,
темперамент, предпочтение к той или иной пище);
3. обращаемся с детьми ласково, с
улыбкой во все режимные моменты;
4.
слушаем детей внимательно и с уважением;
5. разговаривая с детьми, выбираем
позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаемся рядом или берем
его на руки;
6. в течение дня общаемся не только с группой в
целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Самостоятельную и свободную деятельность
организуем:
- не ограничивая естественный шум в группе
(оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
-
голос воспитателя не доминирует над голосами детей.
В ходе организованной образовательной
деятельности учитываем возрастные особенности детей, их возможности и интересы.
Организовываем образовательную деятельность в форме совместной игры,
преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей, стараясь привлечь
внимание других, заинтересовать их.
Обучение
проводим в мягкой форме, без насилия.
Откликаемся
на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае
невозможности их осуществления спокойно объясняем причину, и просим подождать.
Взаимодействуем с детьми, учитываем их
возрастные и индивидуальные особенности:
-
в ходе режимных процедур терпимо относимся к затруднениям детей: позволяем им
действовать в своем темпе, не акцентируем внимание на неуспехах ребенка,
оказываем ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
-
предлагаем детям образцы деятельности, не настаиваем на их точном воспроизведении;
-
контролируя усвоение материала, учитываем такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него
негативных переживаний;
- предоставляем детям возможность самим
выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствуем
формированию у них знаний о себе:
- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек,
занятий, партнеров по игре;
- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его
достоинства;
- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей,
рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье,
друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);
- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением,
порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его
личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша
неуверенности в своих силах;
- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю
о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не
повторится.
Из анализа
практики работы с детьми можно сделать вывод, что актуальной проблемой на
сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно
общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций,
обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного
взаимодействия. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между
детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, зависит и
успешность или не успешность его социализации и др. Дети, где реализуется
данная личностно ориентированная технология, стали более отзывчивыми и
сострадательными, проявляют умения налаживать партнерские отношения. Анализ
наблюдений, бесед, продуктов игровой и театральной деятельности дошкольников
показывает следующие результаты:
- способность детей к социальной реализации,
- повышение речевой памяти,
- способность детей к раскрепощению,
- наличие общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о развитости коммуникативных
навыков.
Принципиально важной стороной в
педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не
над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Благодаря
применению личностно – ориентированной технологии, которая соответствует ФГОС,
в нашей группе установлены доверительные, доброжелательные отношения между
педагогами и воспитанниками, что положительно влияет на процесс воспитания и
обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий