пятница, 17 апреля 2015 г.

Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми



Канапеева Эльмира Рахимовна,
ГБОУ ООШ № 21 структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»,
воспитатель



Актуальность: Ведущим стратегическим направлением развития системы дошкольного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ребенка, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта, выстраивающее педагогические взаимодействия на основе этого опыта. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность-основа коллектива, а не наоборот. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. 

Задача: Основная и очень ответственная задача ДОО - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современных учебных учреждениях.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
        Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому организуя педагогическую деятельность в нашей группе, прежде всего, проявляем уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
1. стремимся установить доверительные отношения, проявляем внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
2. поощряем самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
3. обращаемся с детьми ласково, с улыбкой во все режимные моменты;
4.  слушаем детей внимательно и с уважением;
5. разговаривая с детьми, выбираем позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаемся рядом или берем его на руки;
6.  в течение дня общаемся не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Самостоятельную и свободную деятельность организуем:
   - не ограничивая естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- голос воспитателя не доминирует над голосами детей.
  В ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные особенности детей, их возможности и интересы. Организовываем образовательную деятельность в форме совместной игры, преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей, стараясь привлечь внимание других, заинтересовать их.
Обучение проводим в мягкой форме, без насилия.
Откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину, и просим подождать.
    Взаимодействуем с детьми, учитываем их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо относимся к затруднениям детей: позволяем им действовать в своем темпе, не акцентируем внимание на неуспехах ребенка, оказываем ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- предлагаем детям образцы деятельности, не настаиваем на их точном          воспроизведении;
- контролируя усвоение материала, учитываем такие особенности ребенка, как
  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных   переживаний;
- предоставляем детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время;
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствуем формированию у них знаний о себе:
- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);
- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;
- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
 Из анализа практики работы с детьми можно сделать вывод, что актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, зависит и успешность или не успешность его социализации и др. Дети, где реализуется данная личностно ориентированная технология, стали более отзывчивыми и сострадательными, проявляют умения налаживать партнерские отношения. Анализ наблюдений, бесед, продуктов игровой и театральной деятельности дошкольников показывает следующие результаты:
  1. способность детей к социальной реализации,
  2. повышение речевой памяти,
  3. способность детей к раскрепощению,
  4. наличие общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о развитости коммуникативных навыков.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
    Благодаря применению личностно – ориентированной технологии, которая соответствует ФГОС, в нашей группе установлены доверительные, доброжелательные отношения между педагогами и воспитанниками, что положительно влияет на процесс воспитания и обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий