воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Использование авторского дидактического пособия «Кукла Лучик» в логопедической работе с дошкольниками

Болонина Василина Владимировна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гвоздичка»,
учитель-логопед
Актуальность. В своей работе учитель-логопед часто сталкивается с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для дошкольников логопедические занятия по  постановке и автоматизации звуков бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок не всегда подчиняется требованиям взрослых, проявляет невнимательность, недостаточную работоспособность, повышенную утомляемость.
ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому задача учителя-логопеда детского сада – окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается тяжёлой работой. Логопедические игры с использованием средств театрализованной деятельности помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Исследования показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно именно через игру с куклами. Ребёнок с большой радостью присутствует на занятии, в котором участвуют герои-куклы. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. Так ребенок легче раскрепощается в общении с партнером.

Новизна пособия. Постановка правильного произношения звуков, как правило,  предполагает отработку артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Для демонстрации и более чёткого зрительного восприятия артикуляторных укладов в логопедической практике широко используются муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки.
Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, их склонность к подражанию, наглядным формам мышления, нами была изготовлена и апробирована дидактическая кукла Лучик. Прообразом данного персонажа стали куклы-маппеты, созданные американским кукольником и режиссером Джимом Хенсоном, – герои детской программы «Улица Сезам», всемирно известного «Маппет-шоу», телесериала «Скала Фрэгглов». Идея перчаточной куклы с открывающимся ртом была дополнена деталями для имитации артикуляции персонажа. У куклы «Лучик» есть зубы и подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Уникальное строение языка куклы позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления мимикой, артикуляцией, движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру.

Цель пособия: Развивать речь дошкольников с ОВЗ как средство общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности.
Задачи пособия:
·         создавать радостное, эмоциональное настроение у ребенка;
·         формировать положительную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям;
·         побуждать  ребенка к активным осознанным действиям;
·         формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога;
·         совершенствовать навыки совместной работы;
·         способствовать привлечению внимания ребенка;
·         совершенствовать коммуникативные навыки;
·         развивать диалогическую и монологическую формы речи;
·         закреплять полученные речевые умения и навыки;
·         развивать воображение;
·         способствовать привлечению внимания ребенка;
·         воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения).
Функции пособия: игровая; дидактическая; развивающая; развлекательная.
Интеграция образовательных областей. Пособие применяется в следующих образовательных областях:  «Социально‑коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для работы в группе детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет.
Области применения пособия:
·         организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр;
·         совместная деятельность детей и взрослых;
·         индивидуальная работа с детьми;
·         сюрпризный момент.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом Лучик хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой "на равных". Для каждой ситуации используется своя техника.
Методика работы с пособием.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогают удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Ребята в общении с куклой формулируют цель занятия, объясняют Лучику правильную артикуляцию звуков, вместе с ним выполняют упражнения, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком, находят ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различные вопросы Лучика, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. 
Результаты апробации пособия. Результаты апробации авторского дидактического пособия «Кукла Лучик» в 2014-2015 году на базе структурного подразделения «Детский сад «Гвоздичка» показали, что использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи с ОВЗ детей способствует формированию у дошкольников интереса и мотивации к различным видам деятельности, повышению эффективности коррекционной работы, более быстрому и успешному преодолению недостатков речи и общения, делает этот процесс увлекательным и интересным.
Актуальность. В своей работе учитель-логопед часто сталкивается с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для дошкольников логопедические занятия по  постановке и автоматизации звуков бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок не всегда подчиняется требованиям взрослых, проявляет невнимательность, недостаточную работоспособность, повышенную утомляемость.
ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому задача учителя-логопеда детского сада – окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается тяжёлой работой. Логопедические игры с использованием средств театрализованной деятельности помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Исследования показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно именно через игру с куклами. Ребёнок с большой радостью присутствует на занятии, в котором участвуют герои-куклы. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. Так ребенок легче раскрепощается в общении с партнером.

Новизна пособия. Постановка правильного произношения звуков, как правило,  предполагает отработку артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Для демонстрации и более чёткого зрительного восприятия артикуляторных укладов в логопедической практике широко используются муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки.
Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, их склонность к подражанию, наглядным формам мышления, нами была изготовлена и апробирована дидактическая кукла Лучик. Прообразом данного персонажа стали куклы-маппеты, созданные американским кукольником и режиссером Джимом Хенсоном, – герои детской программы «Улица Сезам», всемирно известного «Маппет-шоу», телесериала «Скала Фрэгглов». Идея перчаточной куклы с открывающимся ртом была дополнена деталями для имитации артикуляции персонажа. У куклы «Лучик» есть зубы и подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Уникальное строение языка куклы позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления мимикой, артикуляцией, движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру.

Цель пособия: Развивать речь дошкольников с ОВЗ как средство общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности.
Задачи пособия:
·         создавать радостное, эмоциональное настроение у ребенка;
·         формировать положительную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям;
·         побуждать  ребенка к активным осознанным действиям;
·         формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога;
·         совершенствовать навыки совместной работы;
·         способствовать привлечению внимания ребенка;
·         совершенствовать коммуникативные навыки;
·         развивать диалогическую и монологическую формы речи;
·         закреплять полученные речевые умения и навыки;
·         развивать воображение;
·         способствовать привлечению внимания ребенка;
·         воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения).
Функции пособия: игровая; дидактическая; развивающая; развлекательная.
Интеграция образовательных областей. Пособие применяется в следующих образовательных областях:  «Социально‑коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для работы в группе детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет.
Области применения пособия:
·         организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр;
·         совместная деятельность детей и взрослых;
·         индивидуальная работа с детьми;
·         сюрпризный момент.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом Лучик хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой "на равных". Для каждой ситуации используется своя техника.
Методика работы с пособием.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогают удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом. Ребята в общении с куклой формулируют цель занятия, объясняют Лучику правильную артикуляцию звуков, вместе с ним выполняют упражнения, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком, находят ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различные вопросы Лучика, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. 
Результаты апробации пособия. Результаты апробации авторского дидактического пособия «Кукла Лучик» в 2014-2015 году на базе структурного подразделения «Детский сад «Гвоздичка» показали, что использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи с ОВЗ детей способствует формированию у дошкольников интереса и мотивации к различным видам деятельности, повышению эффективности коррекционной работы, более быстрому и успешному преодолению недостатков речи и общения, делает этот процесс увлекательным и интересным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий