среда, 22 апреля 2015 г.

Формирование УУД обучающихся: опыт, проблемы, перспективы

Вадясова Е.В., ГБОУ ООШ №11, 
Новокуйбышевск 

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные результаты можно структурировать в три блока:
·         Самоопределение;
·          Смыслоообразование;
·         морально этическая ориентация;  
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
          Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
  Познавательные УУД.
 Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения»,
2.Прием  «Прогнозирование по заголовку» (с помощью открытых вопросов) или «Прогнозирование по портрету»
3.Прием «Верные – неверные утверждения».
4.Прием «Мозговой штурм».
5.Прием «Корзина идей»
6. Прием  «Толстый и тонкий вопросы».
7.Прием «Зигзаг»    
8.Прием  «Синквейн
       
Коммуникативные УУД.
1. Театрализация
2. Работа с текстом
3. Дискуссия
4. Групповая форма работы                         

Регулятивные УУД.

Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
1.Доска задач обучающегося (запись заданий выполненных, заданий, находящихся в работе, задания на будущее).
2.Прием «Лестница успеха»
3. Прием «Выбор»

Наблюдения за пятиклассниками показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Выявились и определенные проблемы при формировании универсальных учебных действий обучающихся. В первую очередь, материально-технические возможности школы не в полной мере позволяют организовать урочную деятельность эффективно, в части учебно-методического обеспечения: отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам, в части оценочной деятельности и диагностики: отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;  Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, дети по большей части не говорят, а пишут, отсюда низкий уровень коммуникативной компетентности современного школьника, общее  снижение уровня культуры речи обучающихся.
   Проблемы есть, но они решаемы. Главное, не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.
В перспективе хотелось бы использовать метод проектов на уроках. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий