Вадясова Е.В., ГБОУ ООШ №11,
Новокуйбышевск
Важной задачей современной
системы образования является формирование универсальных учебных действий,
которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Следовательно,
сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя
ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную
деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового
знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических
и жизненных проблем. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования:
Личностные
результаты – сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные
результаты можно структурировать в
три блока:
·
Самоопределение;
·
Смыслоообразование;
·
морально этическая
ориентация;
Метапредметные
результаты – освоение обучающимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности,
применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные
и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных
учебных действий у обучающихся.
Предметные
результаты – это результаты по отдельным предметам. Их достижение
обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части
учебного плана.
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы
Одним из эффективных средств,
способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных
учебных действий является создание проблемных ситуаций на
уроке.
Познавательные
УУД.
Повышают мотивацию к изучению материала,
развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения»,
2.Прием
«Прогнозирование по заголовку» (с помощью открытых вопросов) или
«Прогнозирование по портрету»
3.Прием
«Верные – неверные утверждения».
4.Прием
«Мозговой штурм».
5.Прием «Корзина идей»
6. Прием «Толстый и
тонкий вопросы».
7.Прием
«Зигзаг»
8.Прием «Синквейн
Коммуникативные УУД.
1. Театрализация
2. Работа с текстом
3. Дискуссия
4. Групповая
форма работы
Регулятивные УУД.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и
самостоятельность.
1.Доска задач обучающегося (запись заданий выполненных, заданий,
находящихся в работе, задания на будущее).
2.Прием «Лестница успеха»
3. Прием «Выбор»
Наблюдения за пятиклассниками показывают: дети стали лучше говорить,
легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят
увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы,
обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки
самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая
часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Выявились и определенные проблемы при формировании универсальных
учебных действий обучающихся. В первую очередь, материально-технические возможности
школы не в полной мере позволяют организовать урочную деятельность эффективно,
в части учебно-методического обеспечения: отсутствие достаточного методического
обеспечения учебных пособий по новым стандартам, в части оценочной деятельности
и диагностики: отсутствие диагностических материалов для оценки освоения
метапредметных действий осложняет деятельность учителя; Современный ребёнок живёт в мире электронной
культуры, дети по большей части не говорят, а пишут, отсюда низкий уровень
коммуникативной компетентности современного школьника, общее снижение уровня культуры речи обучающихся.
Проблемы есть, но они
решаемы. Главное, не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что
никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее
оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные
коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не
обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели
образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая
позиция, новое отношение к
педагогической деятельности.
В перспективе хотелось бы использовать метод проектов на уроках. Для
учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен.
На уроках русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые
неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания
газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые
методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее
практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать
новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.
Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и
интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это
сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах
обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий