воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Халдина Галина Владимировна 
ГБОУ СОШ с.Рождествено,
учитель начальных классов

Актуальность
        Современная жизнь требует использования новых информационных технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.
      Требования стандартов второго поколения ориентированы не только на индивидуальные достижения обучающихся в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития учащихся считается формирование критического мышления.
       В течение прошлого учебного года эта тема являлась темой моего самообразования, т.к. при переходе на ФГОС учащиеся испытывали затруднения при работе с информацией, не могли выбирать главное. Им было сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста. Поэтому, проблема получения, понимания и применения информации стоит на первом месте.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Задачи:
1.                             Проанализировать и выбрать приёмы технологии развития критического мышления, повышающие интерес к процессу обучения;
2.                             Развивать у обучающихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
 3.      Формировать умение работать в парах и группах. Обеспечить            полноценное интеллектуальное, психофизическое развитие учащихся.
 Этапы реализации проекта
Название этапа
Деятельность педагога
1
Организационный
- Изучить цели, задачи, приёмы ТРКМ
2
Основной
- овладение технологией критического мышления;
- ведение мониторинга по усвоению учебного материала.
3
Заключительный
Контроль и анализ использования технологии развития критического мышления

        Разные исследователи вкладывают в понятие «критическое мышление» разный смысл. Мне ближе объяснение, данное И.О.Загашевым и С.И. Заир-Беком –«…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт».
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме, умение применять знания как в стандартной, так и в нестандартной ситуации
. Этапы данной технологии соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности:
      Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме. На этой стадии у учащихся есть возможность строить прогнозы. С этой целью используются разные приёмы обучения, например, составление кластера, в котором наглядна видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями. Также можно использовать «мозговой штурм», который активизирует внимание всех учеников. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на уроке.
      Вторая стадия – осмысление (поиск ответов). Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями, понятиями. Эта стадия реализуется с помощью приёмов чтение текста с остановками, составление таблиц, дневников двойной записи, «инсерт» , чтение текста с пометками и др..
  Третья стадия – рефлексия (размышления).  Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Эта стадия реализуется с помощью приёмов «групповой дискуссии», эссе, синквейна, кластера.
Из множества приёмов  я выбрала для использования на уроках следующие:
- « Синквейн»
-  «Кластер»
-  « Инсерт»
- «Ромашка вопросов»
- «Верные и неверные высказывания»
       В новом стандарте групповая работа учащихся на уроке выделена как базовая форма образовательной деятельности для формирования коммуникативных УУД. Синквейн   
может помочь в этом. Дети составляют индивидуальные  синквейны, а затем в группе обсуждаются достоинства каждого, и составляется один общий синквейн. У приёма богатый образовательный и воспитательный потенциал. В нем сочетаются творчество ученика, его личностная позиция и самостоятельное речевое оформление. В течение урока обязательно поощряю работу каждого учащегося, выслушиваю всех, не критикую личные мнения детей.
        Кластер -это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему урока.  В  середине чистого листа пишется ключевое слово, которое является темой урока, вокруг пишутся слова или предложения подходящие для данной темы, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
        Вывод:
Применение приёмов технологии развития критического мышления позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
В результате работы большинство учащихся научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах, учитывать мнения других. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике, стали более организованными, общительными, активными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий