пятница, 17 апреля 2015 г.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования



Бобылева Марина Владимировна,
Структурное подразделение «Детский сад»
«Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 города Новокуйбышевска,
Воспитатель

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях» и утвержденном Минобрнауки от 17.10.2013 года одним из разработанных стандартов является п. 1.2 «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Одной из задач стоящих перед детским садом п.1.6 является «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В федеральных государственных образовательных стандартах прописаны основные принципы дошкольного образования и одним из принципов п.1.4. является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В пункте 2.4 ФГОС указано, что программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В программе также прописаны целевые ориентиры дошкольного образования п.4.6 «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…»

Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающий действительности на основе накопленного им опыта, как способность создать образ и выразить своё к нему отношение. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свое силы и совершенствует свои способности. Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не развивают воображение, не пробуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка. Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник даёт положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности.  Нетрадиционные  техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать. Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождения и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет. Основные задачи педагога в процессе приобщения детей к изобразительной деятельности:
- сформировать у детей навыки и умения
- пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни
- сформировать навыки самостоятельной деятельности
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
- сплотить детский коллектив.
Важным условием развитием изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования. Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию. Для устного освоения изобразительной  деятельности, постоянного её развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазий, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы. Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствует активизации творческого воображения дошкольников.
Для устного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включают в этот процесс ребят. Разработала план работы и конспекты занятий. Основной формой работы является:  подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, свободная.
Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий. Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. На занятии важно активизировать внимание на сюрпризный момент, стихи, загадки, сказки, музыкальное сопровождение. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать. Важно, чтобы родители поняли, через изобразительную деятельность   ребенок самовыражается как личность.
 Не все дети приходят в мир, чтобы стать художником. И этого не изменит даже самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в этот мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Конечно, только одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий