Бобылева Марина Владимировна,
Структурное подразделение «Детский сад»
«Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 города Новокуйбышевска,
Воспитатель
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о
дошкольных образовательных учреждениях» и утвержденном Минобрнауки от
17.10.2013 года одним из разработанных стандартов является п. 1.2 «реализация
Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде
всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка». Одной из задач стоящих перед детским садом п.1.6
является «создания благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В федеральных государственных
образовательных стандартах прописаны основные принципы дошкольного образования
и одним из принципов п.1.4. является формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В
пункте 2.4 ФГОС указано, что программа направлена на создание условий
развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей. В программе также прописаны целевые ориентиры дошкольного образования
п.4.6 «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности…»
Детское
изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение
ребенком окружающий действительности на основе накопленного им опыта, как
способность создать образ и выразить своё к нему отношение. В изобразительной
деятельности ребенок самовыражается, пробует свое силы и совершенствует свои
способности. Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не
развивают воображение, не пробуждают детей к экспериментированию с красками,
бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает
педагог.
Рисование одно из самых занимательных
удовольствий для ребенка. Опыт моей работы показал, что использование
разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник даёт положительный
результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Несомненно, в процессе занятий главную
роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием
разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается
такое качество, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Ребенок
начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и
потребность рисовать. Развивать изобразительные способности нужно начинать с
раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны
человеку с рождения и если их не развивать, то интерес к художественной
деятельности постепенно исчезнет. Основные задачи педагога в процессе
приобщения детей к изобразительной деятельности:
-
сформировать у детей навыки и умения
-
пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к
событиям нашей жизни
-
сформировать навыки самостоятельной деятельности
-
повысить самооценку детей, их уверенность в себе
-
развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
-
сплотить детский коллектив.
Важным условием развитием
изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы.
Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности
дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования. Во
время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для
удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику
для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию. Для устного
освоения изобразительной деятельности,
постоянного её развития и совершенствования, у ребенка формировать такие
качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего
результата. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной
деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают
обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это
толчок к развитию воображения, фантазий, творчества, проявлению
индивидуальности, самостоятельности и инициативы. Изобразительная деятельность
детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет
терапевтическую функцию, отвлекает от грустных событий, обид, снимает нервное
напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает
положительно-эмоциональное состояние, способствует активизации творческого
воображения дошкольников.
Для устного развития изобразительной
деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включают в этот
процесс ребят. Разработала план работы и конспекты занятий. Основной формой
работы является: подгрупповые занятия,
индивидуальная деятельность, свободная.
Существует более 30 различных
нетрадиционных изобразительных технологий. Учебный материал подбирается с
учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. На
занятии важно активизировать внимание на сюрпризный момент, стихи, загадки,
сказки, музыкальное сопровождение. Разнообразие современных художественных
материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
К работе я активно привлекаю родителей:
они должны быть помощниками своим детям. Нужно предлагать рисовать все, о чем
ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.
Важно, чтобы родители поняли, через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Не все дети приходят в мир, чтобы стать
художником. И этого не изменит даже самые лучшие педагогические методики. Но
верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает
каждый вступающий в этот мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Конечно,
только одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный
опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и
ценить искусство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий