воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Обучение чтению аутентичных текстов на уроке английского языка

Мефодьева Елена Борисовна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории ГБОУ ООШ № 4, 
 г.о. Новокуйбышевск, Самарская область



Общеизвестно, что в жизни человека чтение занимает значительное место. Оно не только обогащает человека духовно, но и позволяет ему глубже понять окружающий мир.
В конце 20 века начался процесс отказа  подросткового поколения от чтения.
Одной из причин было вытеснение книги видео и аудиосредствами.
Другая причина была в замене источника информации с печатного текста на экранный носитель.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем фактом, что развитие умений чтения является приоритетной целью обучения  иностранным языкам в соответствии с требованиями школьной программ и ФГОС.

Данная работа имеет  целью рассмотреть проблемно-поисковый подход как один из наиболее приемлемых при обучению чтению.
Автор проекта выделяет следующие задачи, как наиболее значимые:
1 нахождение алгоритма работы с иноязычным текстом для формирования у учащихся образа целостной читательской деятельности.
2разработка предтекстовых заданий для УМК «Английский с удовольствием» (Автор: М.З. Биболетова, Н.И.Трубанева), 7 класс
Объектом   данного исследования явились  ученики  7 класса
Предмет исследования: процесс работы над аутентичным текстом проблемного характера.
Работая над темой, автор выдвигает гипотезу: проблемно-поисковый подход из наиболее приемлемых в обучении чтению аутентичных текстов.

Одной из основных проблем обучения чтению, по мнению автора,  является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними.
Для решения проблемы автор предлагает следующее:
1 задача может быть успешно решена на основе аутентичных текстов проблемного характера, так как они воспринимаются обучающимися с повышенным интересом.

2 задача может быть решена, если обратиться к   проблемному методу обучения, который побуждает учеников  к активной и творческой деятельности на уроке.

В работе автор отмечает, что при традиционном методе обучения также присутствуют задания на активизацию умственной деятельности ученика (постановка вопросов, тестовые задания и др.). Однако такие задания даются бессистемно, от  случая к случаю и обучают отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающемся порядке.
Автор считает, что проблемный подход более привлекателен, так как он формирует систему умственных действий, которую ученик  может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но  реальных жизненных задач.
Другая проблема заключается в отсутствии в ряде современных УМК предтекстовых заданий, что вызывает необходимость разработки заданий подобного типа.

Работая над проектом, автор использует следующие методы исследования:
1 анализ целей и задач проблемно-поискового чтения на современном этапе на основе методических разработок современных методистов;
2 анализ методических стратегий  проблемно-поискового обучения чтению российских и зарубежных методистов;
3 анализ фрагментов уроков и методических приемов на различных этапах чтения;
4 наблюдение за работой  обучающихся во время проведения  практического эксперимента.
5 анализ качества знаний обучающихся, полученных в результате работы над текстом по заданному алгоритму.

Для решения поставленных целей, задач и проверки гипотезы автор отобрал теоретические и практические работы по теме проекта. Был проведен эксперимент, подтвердивший правильность выдвинутой гипотезы. Описание эксперимента включает описание его этапов и содержит анализ деятельности учителя и обучающихся.

Собранные материалы проанализированы, на основе анализа сделаны выводы:

1 Широкое применение в школьной практике проблемного метода в чтении будет способствовать активному усвоению языковых и лингвокультуроведческих  знаний, прочному формированию умений чтения в условиях творческой деятельности  ученика-читателя;

2 При правильно построенной системе предтекстовых упражнений обучающиеся могут активизировать и эффективно использовать уже накопленные знания и личный опыт, участвуя непосредственно в процессе восприятия информации, творчески обрабатывая ее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий