четверг, 16 апреля 2015 г.

Развитие творческого воображения у детей с ЗПР средствами изобразительности


Буцыкова Лариса Юрьевна,
ГБОУ ООШ № 18 с/п «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» 
г.о. Новокуйбышевск,
воспитатель

 


Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируется самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую активность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного.
Организуя воспитательно-образовательный процесс удети с ЗПР, педагоги отмечают, что у этих детей снижен интерес к процессу и результату изобразительной деятельности. Это объясняется их выраженной неловкостью, в частности имеющимся чувством страха, что у них не получится, что над их работами будут смеяться сверстники. Перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Чтобы решить данную проблему, я поставила перед собой цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по изобразительной деятельности.

 Задачи:Обучающие:- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т. д.);- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие: - развивать мелкую моторику рук;- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
-развивать творчество и фантазию,наблюдатель-ность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;-воспитывать навыки самостоятельности.
Необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Использование в рисовании нетрадиционных техник, нужно отметить среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.Свою работу я строила на следующих принципах: - от простого, к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
«Тычок». «Скатывание бумаги». «Набрызг». «Монотопия»,«По – сырому» и т. д.
Можно перечислять много нетрадиционных техник которые мы применяем, но хотелось рассказать о том, что дети не только использовали знакомые техники, но и придумали новую нетрадиционную технику и назвали её «Волшебные салфетки».
Техника «Волшебные салфетки» возникла методом экспериментирования. Когда детям на занятии по декоративному рисованию «Дымковская барышня» мной был предложен один из материалов – бумажные салфетки, задачей была придумать, как использовать салфетку, чтобы достичь выразительности изображения волана на юбке у дымковской барышни. Прикладывая предложенный материал, дети заметили, если полоску салфетки сложить гармошкой и приклеить её с одного края, а другой край оставить не приклеенным, то волан на юбке у барышни будет выглядеть объёмным. Эту технику ребята применили в таких работах, как «Лебеди на озере» - в технике «Волшебные салфетки» были изображены перышки птиц, «Пушистый цыплёнок», «Цветы в вазе».
Существует хорошая традиция проводить «День открытых дверей» для родителей, они могут не только посетить занятие по изобразительной деятельности, но и принять активное участие в творческой работе вместе со своим ребёнком. Продуктивной формой сотрудничества стало проведение совместных творческих выставок: «Зимушка-зима», «Портрет Осени», «Новогодние фантазии» и т. д.. Дети в тесном взаимодействии с родителями и педагогами группы выполняют не только живописные работы для выставок, но и декорируют кукольную мебель в нетрадиционной технике «Декупаж» .
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Владения нетрадиционными техниками рисования расширило художественный опыт изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать не только в городских и областных, но и в международных конкурсах художественного творчества. Нетрадиционные техники рисования могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.Наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т. к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком; по мере условия приёмов и способов изображения можно переходить и к подгрупповой форме работы.Тема занятий должна быть близка и понятна ребёнку, а также перекликаться по своим целям с другими видами деятельности.Применение нетрадиционных техник на занятиях по рисованию может быть использовано как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.
Литература
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий // под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2007.
2. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические // Дошкольное воспитание. 2009. №10. Ст. 52 -67.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, «1 Просвещение». 1991. Рисование с детьми дошкольного возраста // под ред. Р. Г. Казаковой – М. // ТЦ Сфера, 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий