четверг, 23 апреля 2015 г.

Повышение квалификации в парадигме личностно-ориентированного образования

Вдовина С.В,
Методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр»
 г.о.Новокуйбышевск Самарской области


Повышение квалификации является одним из важных аспектов профессионального образования педагогов. Организация повышения квалификации педагогов муниципального района Волжский Самарской области осуществляется территориальным сектором ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный Центр» в рамках технического задания, утвержденного Министерством образования и науки Самарской области.

За последние годы на территории сложилась система повышения квалификации педагогических работников, которая выполняет несколько основных функций:
- информационную (удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте);
- обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам);
- экспертную (научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов, оценка необходимости, обоснованности и безопасности экспериментальной работы, проводимой образовательными учреждениями).
Помимо названных, можно указать еще ряд функций (коррекционную, коммуникативную и др.), но предыдущие являются определяющими и вбирают в себя остальные как составные части.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов  решаются следующие задачи:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы через курсы повышения квалификации, обучающие семинары на рабочем месте, дистанционные курсы, самообразование педагогов;
- создание научно-обоснованной гибкой системы непрерывного повышения квалификации через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;
- культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств в школьной системе образования;
- сопровождение сети экспериментальных и апробационных площадок по направлениям деятельности школы, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового продукта области содержания образования и методов его реализации.
Основными направлениями системы повышения квалификации являются:
1. Курсы повышения квалификации всех видов в различных образовательных учреждениях повышения квалификации.
2. Профессиональная переподготовка педагогов.
3. Прохождение процедуры аттестации педагогических работников
( систематизация  своей педагогической деятельности через портфолио).
4.  Дистанционное образование.
5.  Участие в научно-методической работе своего образовательного учреждения, в территориальных методических объединениях.
6.  Участие педагогов в ярмарках образовательных ресурсов, конференциях различного уровня.
В последние годы  большое значение приобретает профессиональная переподготовка педагогических кадров.
Мобильность переподготовки как формы непрерывного образования, краткость сроков обучения, более низкая себестоимость (по сравнению с 5-летним периодом вузовского образования), наличие у слушателей переподготовки (в отличие от студентов) базового уровня теоретических и практических знаний, психолого-педагогического опыта, определенной социальной зрелости на момент получения новой квалификации - эти и другие компоненты переподготовки позволяют учреждениям последипломного образования успешно выполнять социальный заказ на подготовку кадров нового уровня.
В районе переподготовка кадров имеет перспективы развития по ряду причин. Велик потенциальный контингент для прохождения переподготовки, поскольку нередко в сельских общеобразовательных школах  работают учителями, психологами, социальными педагогами и т. п. специалисты, образование которых не соответствует преподаваемому предмету или выполняемой работе.
Профессиональная переподготовка является перспективным направлением повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ.
Педагоги и руководители образовательных учреждений района повышают свою квалификацию через курсовую подготовку по именным образовательным чекам (ИОЧ) и другим формам обучения в образовательных учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации педагогов.
Повышение квалификации проводится в основном на бюджетной основе. Работникам системы образования  гарантирована возможность выбора курсов повышения квалификации по ИОЧ не реже одного раза в 3 года. Зачисление на курсы в учреждения повышения квалификации раньше проходило на основании заявок от образовательных учреждений по направлению методической службы района, с апреля 2015г - через регистрацию слушателей в автоматизированной информационной системе "Кадры в образовании".
          За последнее время наблюдается стабильный рост числа педагогов, прошедших курсовую подготовку. В основном увеличение идет за счет целевых курсов ( по заказу Министерства образования и науки Самарской области), которые являются очень востребованными. Курсовая подготовка необходима педагогам для прохождения аттестации, где одним из критериев оценки профессионализма педагогов является наличие курсов. Также увеличение числа обученных произошло в связи с введением новых государственных образовательных стандартов. Педагоги  самостоятельны в выборе модулей, сроков и форм повышения своей квалификации. Это наиболее актуально при организации процесса непрерывного повышения квалификации, т.к. уровень квалификации учителей разный, и потребности у них индивидуальные.
В связи с территориальной разбросанностью образовательных учреждений в районе и обеспечением их Министерством образования и науки Самарской области Интернет-ресурсами на первое место выходит необходимость развития  дистанционной системы обучения. Дистанционное обучение помогает решить проблему повышения квалификации педагога в условиях отдаленности от города, при дефиците времени и средств на замещение педагога в учебном процессе. Сохраняя главные достоинства заочного обучения (возможность учиться без отрыва от работы), дистанционное обучение позволяет повышать  квалификацию в профессиональной деятельности, независимо от места проживания и работы, в удобное время, с большей гибкостью и интерактивностью процесса обучения.
Также это обеспечивает непрерывность процесса обучения учащихся в условиях дефицита педагогических кадров ( не нужно искать педагога на замену). За дистанционным обучением будущее повышение квалификации педагогических работников сельских образовательных учреждений.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школ, является эффективно организованная методическая работа на разных уровнях. Роль методической работы возрастает в современных условиях.
Успешность профессиональной деятельности педагогов обуславливается сформированностью у них профессиональных методических умений и навыков. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии их в работе профессиональных объединений. На заседаниях методических объединений  ( в том числе и посредством виртуального общения) педагоги с успехом делятся своими достижениями с коллегами.
В районе существует и такая форма повышения квалификации, как Единый методический день. Анкетирование педагогов показывает целесообразность и значимость проведения таких мероприятий. Единый методический день дает возможность плодотворного общения, что способствует развитию творческого потенциала, росту профессионального мастерства.
Большим спросом пользуется «Школа молодого педагога» для сопровождения молодых специалистов в течение первых трех лет работы  как проблемная группа ( в рамках методического объединения).

Ежегодно методической службой изучается потребность педагогов в курсовой подготовке, учитываются их пожелания по формам проведения, содержанию и тематике курсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий