воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Проектная деятельность в начальной школе



Гришина Валентина Ивановна,
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава,
учитель начальных классов

Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт  показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских  проектов.  В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию. Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём  создателе больше, чем безликая оценка. 

Цели :
*познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
*вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
Задачи:
*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования,
Этапы работы:
1)Подготовка:
определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта.
2). Планирование:
а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.
б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)
в) Распределяем обязанности в группах.
3). Исследование:
а) формулируем проблему;
б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;
в) выбираем методы исследования.
4). Результаты и выводы: Поделка, альбом, журнал ,газета и др., конкретный результат, готовый к внедрению.
5). Представление или отчёт
6). Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
Краткое содержание работы Проектная деятельность началась с 1 класса. Дети составляли проекты по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая родина», «Мои домашние питомцы», по математике «Состав числа», по чтению «Загадки». Это был фоторассказ,  где дети выражали свое отношение к событиям. При работе над  проектом «Азбука загадок» ребята в группах распределили между собой обязанности: художники рисовали рисунки-отгадки, корреспонденты находили загадки, редакторы составляли общий проект. Работа увлекла детей. Они искали информацию вместе с родителями в интернете, в энциклопедиях. Интересно прошла защита проекта: было представлено много загадок, рисунков.
Во 2 классе были интересные проекты по  окружающему миру «Родной город (село)», «Красная книга», «Красная книга Самарской области», по чтению «Как хорошо уметь читать». «Узоры и орнаменты на посуде». Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде» очень заинтересовал ребят. На классном часе мы ещё раз вспомнили, что такое проект,  сформулировали цели и задачи. Были сделаны фотографии домашней посуды, найден материал в интернете. Дети искали посуду  в магазинах,  делали фотографии или рисунки. Работа продолжилась на уроках  труда и рисования.  Сделали из папье-маше посуду и нанесли орнамент. Был дан открытый урок по защите проекта, дети подарили поделки родителям на Новый год.
В 3 классе на открытом уроке интересно прошла защита проекта "Наше питание". Были представлены презентации изготовления блюд учащимися только из полезных продуктов, готовые блюда дети принесли из дома, рассказывали о пользе продуктов, которые использовались.  Одна ученица провела мастер - класс по приготовлению шарлотки. Была собрана "Книга кулинарных рецептов".
В 4 классе были предложены темы по литературному чтению "Россия - родина моя", "Они защищали Родину". Дети сами выбрали тему, объединились в группы. Каждая группа выпустила газету. Несколько человек приготовили презентации о своих родственниках-участниках войны.
На заседании МО я представила опыт  своей работы по теме самообразования :   «Проектная деятельность в начальной школе» и провела мастер - класс  «Проектная деятельность во внеурочное время".
Выводы:
·                     Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.
·                       Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
·                      Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его.
 Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём  создателе больше, чем безликая оценка.        После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха, дать возможность реализовать свой проект. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий