Гришина Валентина Ивановна,
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава,
учитель начальных классов
Проблема
активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной.
Опыт показывает, что необходима новая
технология обучения. Это технология исследовательских проектов.
В основе метода лежит
развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять
компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое
мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную
или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок
“выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки:
окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки
технологии и другие. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность.
Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников,
проявляют свою творческую фантазию. Каждый личностный опыт ребёнка уникален,
никому в точности не удаётся повторить его. Каждый проект – это творчество, это
личностное знание, он расскажет о своём
создателе больше, чем безликая оценка.
Цели :
*познакомить с
принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной
деятельности,
*вовлечь
каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
Задачи:
*развитие
умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать
собственные выводы, отбирать и систематизировать материал,
реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования,
публично представлять результаты исследования,
Этапы работы:
1)Подготовка:
определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы
данного проекта.
2). Планирование:
а) определяем источники информации, собираем и
анализируем информацию.
б) Определяем способы представления результатов;
(доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)
в) Распределяем обязанности в группах.
3). Исследование:
а) формулируем проблему;
б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;
в) выбираем методы исследования.
4). Результаты и выводы: Поделка,
альбом, журнал ,газета и др., конкретный результат, готовый к внедрению.
5). Представление или отчёт
6). Оценка результатов и процесса - организация
рефлексии, самооценка, взаимооценка.
Краткое
содержание работы Проектная
деятельность началась с 1 класса. Дети составляли проекты по окружающему миру
«Моя семья», «Моя малая родина», «Мои домашние питомцы», по математике «Состав
числа», по чтению «Загадки». Это был фоторассказ, где дети выражали свое отношение к событиям.
При работе над проектом «Азбука загадок»
ребята в группах распределили между собой обязанности: художники рисовали
рисунки-отгадки, корреспонденты находили загадки, редакторы составляли общий
проект. Работа увлекла детей. Они искали информацию вместе с родителями в
интернете, в энциклопедиях. Интересно прошла защита проекта: было представлено много
загадок, рисунков.
Во 2 классе были
интересные проекты по окружающему миру
«Родной город (село)», «Красная книга», «Красная книга Самарской области», по
чтению «Как хорошо уметь читать». «Узоры и орнаменты на посуде». Проект по
математике «Узоры и орнаменты на посуде» очень заинтересовал ребят. На классном
часе мы ещё раз вспомнили, что такое проект,
сформулировали цели и задачи. Были сделаны фотографии домашней посуды,
найден материал в интернете. Дети искали посуду
в магазинах, делали фотографии
или рисунки. Работа продолжилась на уроках
труда и рисования. Сделали из
папье-маше посуду и нанесли орнамент. Был дан открытый урок по защите проекта, дети
подарили поделки родителям на Новый год.
В 3 классе на
открытом уроке интересно прошла защита проекта "Наше питание". Были
представлены презентации изготовления блюд учащимися только из полезных
продуктов, готовые блюда дети принесли из дома, рассказывали о пользе
продуктов, которые использовались. Одна
ученица провела мастер - класс по приготовлению шарлотки. Была собрана
"Книга кулинарных рецептов".
В 4 классе были предложены темы по
литературному чтению "Россия - родина моя", "Они защищали
Родину". Дети сами выбрали тему, объединились в группы. Каждая группа
выпустила газету. Несколько человек приготовили презентации о своих родственниках-участниках
войны.
На заседании МО я представила опыт своей работы по теме самообразования : «Проектная деятельность в начальной школе» и
провела мастер - класс «Проектная
деятельность во внеурочное время".
Выводы:
·
Преимущество
проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок
“выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки:
окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки
технологии и другие.
·
Работа, организованная в рамках технологии
проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и
родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети
включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией,
собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
·
Каждый личностный опыт ребёнка уникален,
никому в точности не удаётся повторить его.
Каждый
проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая
оценка. После выполнения
проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой
степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить
положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого
члена группы в копилку общего успеха, дать возможность реализовать свой проект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий