воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Копелян Зоя Павловна,
ГБОУ СОШ с.Рождествено муниципального района Волжский Самарской области,
учитель географии

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках географии.
Значимость темы: качества образования на уроках географии в школе зависит от применения современных педагогических технологий (СОТ).
Целью работы является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся в «Географии».

Основные задачи:
·         повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;
·         выбор СОТ для повышения качества обучения по географии;
·         развитие ключевых компетенций учащихся;
·         формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения            работать в коллективе.
·         внедрение в учебный процесс технологий критического мышления, здоровьесберегающих технологий; информационных технологий; технологий проектного обучения.;
  
 В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя географии появилась проблема необходимости повышения качества образования, развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимость данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
-                   снижение интереса к предмету;
-                   слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
-                   недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
-                   неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
   Гипотеза – если исследовать данную технологию, то это позволит улучшить успеваемость детей и повысить качество знаний.

На мой взгляд, педагогу не достаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии,  критического мышления и информационно – коммуникативные технологии.. Современный учитель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я постоянно занимаюсь повышением своего профессионального уровня путём прохождения курсовой подготовки самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. 
Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат.

Поэтому проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:
·         - здоровьесберегающие технологии;
·         - технологии критического мышления;
·         -информационные технологии;
·         - технология проектного обучения;
Краткая информация о технологиях, применяемых на уроках географии есть в моей презентации. Элементы данных образовательных технологий используются мною на разных этапах урока. Все они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. С помощью этих технологий веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный процесс. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.   Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить . В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку. Информационные  технологии я применяю и на уроках усвоения материала, при проверке домашнего задания,  а так же во время обобщения и контроля. При проведении уроков, использую  самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра,  урок-путешествие,   уроки-соревнования,   урок-экспедиция, урок - географическое открытие и другие. В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Это, прежде всего,  связано с тем фактом, что процесс обучения географии является информационным процессом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют  исследовательские работы, составляют доклады и  презентации. Я разработала и провела открытый  урок  в 7 классе по теме “Путешествие по Южной Америке”с использованием  интерактивной доски, карооке и презентации. Создание презентации в 8 классе с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Краеведение – история моего села” – это позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее.Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными. Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные методы и приемы: «синквейн»;  «тонкие и толстые вопросы»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «прогнозирование»; и др..Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Использование методов «прогнозирование с помощью открытых вопросов», «толстый и тонкий вопросы», стратегии «вопросительные слова» способствуют развитию умения задавать вопросы. Текстовые задания способствуют развитию умения критически оценивать содержание и высказывать свою точку зрения («мозговой штурм»). На уроках по развитию критического мышления очень большое внимание уделяю самостоятельной работе,  мною активно применяется комбинированная работа (индивидуальная, в парах, в группах). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя.
Вывод: Используя данные технологии на уроках географии можно сказать, что у учащихся повысился интерес к изучаемому предмету и улучшилось качество знаний. Своим  опытом работы я поделилась  на школьной конференции учителей.
В заключение хочу сказать, что я сама постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. Самостоятельно научилась создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети, создала свой сайт.  При подготовке к ГИА ориентировала их на сайт Онлайн, а при подготовке к урокам на разные географические сайты в сети Интернет. Примеры сайтов приведены на слайде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий