Копелян Зоя Павловна,
ГБОУ СОШ с.Рождествено муниципального района Волжский Самарской области,
учитель географии
Актуальность темы обусловлена
необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в
современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках
географии.
Значимость темы: качества
образования на уроках географии в школе зависит от применения современных
педагогических технологий (СОТ).
Целью работы
является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению
качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся
и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся в
«Географии».
Основные задачи:
·
повышение профессиональной компетентности,
методологической культуры и инновационного потенциала педагога;
·
выбор СОТ для повышения качества обучения по
географии;
·
развитие ключевых компетенций учащихся;
·
формирование у учащихся черт личности:
взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе.
В связи с
происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя
географии появилась проблема необходимости повышения качества образования,
развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимость
данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
-
снижение интереса к
предмету;
-
слабое развитие
коммуникативных способностей учащихся;
-
недостаток в
разнообразии наглядности на уроке;
-
неумение учащихся
грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность,
соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
Гипотеза – если исследовать данную
технологию, то это позволит улучшить успеваемость детей и повысить качество
знаний.
На мой взгляд, педагогу не достаточно знать набор современных
образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом
особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только
тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии, критического мышления и информационно –
коммуникативные технологии.. Современный учитель – образованный человек с
высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я постоянно
занимаюсь повышением своего профессионального уровня путём прохождения курсовой
подготовки самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали
задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием,
надо пропустить ее через собственный опыт.
Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение
= развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван
решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного
результата, но и всех процессов, влияющих на результат.
Поэтому проведя анализ всего многообразия
использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и
использую:
·
- здоровьесберегающие технологии;
·
- технологии критического мышления;
·
-информационные технологии;
·
- технология проектного обучения;
Краткая информация о технологиях,
применяемых на уроках географии есть в моей презентации. Элементы данных
образовательных технологий используются мною на разных этапах урока. Все они
стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых.
Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”,
создаю возможности для решения творческих заданий. С помощью этих технологий
веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный
процесс. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия
обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой,
моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую
общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Так на уроках я создаю ситуации,
воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую
возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения,
жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся
взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы
разрешить . В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и
воспитательном процессе информационно-учебную, исследовательскую деятельность,
обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной
деятельности со средствами новых информационных технологий. Включаю работу с
интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет,
сразу же получив оценку. Информационные технологии я применяю и на уроках
усвоения материала, при проверке домашнего задания, а так же во время
обобщения и контроля. При проведении уроков, использую самые
разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие,
уроки-соревнования, урок-экспедиция, урок - географическое
открытие и другие. В настоящее время на первое место в моей работе выходят
технологии с использованием компьютера. Это, прежде всего, связано с тем
фактом, что процесс обучения географии является информационным процессом. По
моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют исследовательские
работы, составляют доклады и презентации. Я разработала и провела
открытый урок в 7 классе по теме “Путешествие по Южной
Америке”с использованием интерактивной
доски, карооке и презентации. Создание презентации в 8 классе с помощью
компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Краеведение – история
моего села” – это позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по
данной теме и изучить ее.Современные условия развития общества указывают на то,
что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать,
отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности
становятся все более актуальными. Для развития критического мышления на своих
уроках я использую различные методы и приемы: «синквейн»; «тонкие и
толстые вопросы»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «прогнозирование»; и
др..Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Использование методов «прогнозирование с помощью открытых вопросов», «толстый и
тонкий вопросы», стратегии «вопросительные слова» способствуют развитию умения
задавать вопросы. Текстовые задания способствуют развитию умения критически
оценивать содержание и высказывать свою точку зрения («мозговой штурм»). На
уроках по развитию критического мышления очень большое внимание уделяю
самостоятельной работе, мною активно применяется комбинированная работа
(индивидуальная, в парах, в группах). Часто проведение уроков основано на
диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством
учителя.
Вывод: Используя данные технологии на
уроках географии можно сказать, что у учащихся повысился интерес к изучаемому
предмету и улучшилось качество знаний. Своим
опытом работы я поделилась на
школьной конференции учителей.
В заключение хочу сказать, что я сама постоянно повышаю
свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий.
Самостоятельно научилась создавать мультимедийные презентации с помощью
программы Power Point, искать информацию в
сети Интернет, общаться в сети, создала свой сайт. При подготовке к ГИА ориентировала их на сайт
Онлайн, а при подготовке к урокам на разные географические сайты в сети
Интернет. Примеры сайтов приведены на слайде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий