Касилаускене
Татьяна Валентиновна,
Структурное
подразделение «Детский сад»
«Центр коррекции
и развития детей»
ГБОУ ООШ №18
г.Новокуйбышевска,
Воспитатель
С 1 января 2014
года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО).
Федеральные
государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии
с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой
«совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному
образованию».
На протяжении
детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих
объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится
воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится
ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя,
рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для
себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях
свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития
человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Математика дает
огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются
базой для формирования математического мышления в перспективе, а
сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического
содержания в дальнейшем.
Цель: ознакомление
детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами.
Задачи:
1) выделить особенности
восприятия формы детьми;
2) проанализировать задачи и
содержание по ознакомлению детей с геометрическими
фигурами.
На занятиях по математике я использую различные методы
(словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и
объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов,
картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в моей работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Большое место в моей работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
В формировании элементарных математических
представлений очень важную роль играет систематическая последовательность, она
необходима, чтобы к семи годам у ребёнка сложилось чёткое представление целостной
картины мира.
Неотъемлемая часть занятий с дошкольниками по
ФЭМП посвящена ознакомлению с
геометрическими фигурами.
Геометрия – наука, которая на первой ступени
развития занималась собиранием фактов, характеризующих свойства окружающего
пространства, исследовала отношения между этими фактами, определяла и обобщала
выявленные закономерности.
В изучении геометрических понятий
используется несколько способов: наглядный, демонстрационный,
иллюстративный и исследовательский.
Современная система дошкольного
образования предполагает использование компьютера и различных
информационно-компьютерных технологий.
В дошкольном периоде различные
геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на
распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.
Как отметили психологи, основной
недостаток мышления детей к семи годам – это непонимание неизменности величины
предмета при изменении его формы.
Проблему
знакомства детей 4-5 лет с геометрическими фигурами и их свойствами следует
рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм
геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих
предметов.
Сравнение фигуры с
формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими
фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно
геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
В среднем
дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме
предмета. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может
варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить
криволинейные и прямолинейные формы.
Первые
представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве,
дети накапливают в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют
предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и
постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Детей 4—5 лет интересует
многообразие форм в окружающем нас материальном мире. Они сравнивают их,
выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности, упорядоченности
(транзитивности).
Дети среднего
дошкольного возраста выделяют в предмете то, что в нем является показателем и
характеризуется в логике словами «свойство» или «признак». Для этого они
пользуются сравнением, обследованием, изменением, перекладыванием, воссозданием
и т. д.
Уточняются
представления детей о границах и плоскостях фигур; гранях и ребрах отдельных
геометрических тел. Важно в этом возрасте научиться зрительно выделять контур
как опознавательный признак фигуры. С целью развития умения абстрагироваться,
мыслить схематично используются модели (заместители) фигур, обозначающие форму,
размер, цвет и другие свойства геометрических фигур и предметов. Дети кодируют
свойства, что дает им основу для обогащения самостоятельных игр, развивает
творческое воображение.
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам
обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их
простейшие свойства, а также учить детей группировать геометрические фигуры по
признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить
выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить
в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить
видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий