пятница, 17 апреля 2015 г.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками



Дятлова Надежда Ивановна
ГБОУ ООШ № 21
сп «Детский сад «Гвоздичка»,
воспитатель
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский

Актуальность и значимость темы.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
И так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.  Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, ее традициям, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.

Поэтому, цель нашей работы:  формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья, о малой Родине.
Перед собой ставим следующие задачи:
·         приобщать детей к русским народным играм,
·         знакомить с фольклором,
·         вовлекать детей в художественно-творческую деятельность,
·         развивать детское творчество, умение видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь.

Содержание работы:
 Достичь поставленные задачи нам помогает героиня русских народных сказок – Баба Яга. Она приходит к нам в гости не только на различные праздники, развлечения, игры, театрализованные представления по мотивам русских народных сказок, но в обычные будни.
Баба Яга играет с детьми в русские народные игры:
·         Народная игра «Пятнашки».
·         Русская народная игра «Чай, чай, выручай! »
·         Народная игра «Вороны и воробьи».
·         Народная игра «Жмурки».
·         Игра «Ведьмина метелка».
·         Игра «Петушиный бой».
·         Игра «Звонарь» и др.

Бабушка Яга читает детям русские народные сказки.
Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.
Часто бабушка рассказывает ребятам о своих «предках», «сестрах».
Бабуля загадывает ребятам загадки, объясняет детям значение пословиц и поговорок, ведь они прославляют землю русскую. В каждой пословице о родине прослеживается огромная любовь к Матушке России:
 «Велика святорусская земля, а везде солнышко».
«Волга — всем рекам мать».
«Всякая птица свое гнездо любит».
«Всякому мила своя сторона».
«Где кто родится, там и пригодится».
«Где сосна взросла, там она и красна».
«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило».
«Дома и стены помогают».
«За морем веселье, да чужое, а нас и горе, да свое».
«И полынь на своем корню растет. И собака свою сторону знает» и др.

Ну, а мы Бабе Яге проводим экскурсию в мини-музей детского сада, рассказываем о городе Новокуйбышевске.

Большую помощь в организации работы по формированию социокультурных ценностей у детей оказывают родители.  Они помогают пополнить экспозицию в музее детского сада, участвуют с детьми в организации дней добрых дел, различных фотовыставок, в конкурсах.
И вот совсем недавно придуманная моим воспитанником и его мамой сказка вошла в сборник «Добрые сказки» в книжке – раскраске. К нашей гордости и всеобщей радости на городском творческом конкурсе "Добрая сказка доброго сердца" мы стали лучшими. Главная героиня сказки – всеми любимая Баба Яга!

Вывод.
Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами, сказками, мы формируем социокультурные ценности, первоначальные представления о традициях и обычаях народов Поволжья, о малой Родине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий